На фоне существенного роста доли Нижнекамского шинного гиганта на падающем рынке России стоимость его акций рухнула более чем в два раза, пишет Бизнес онлайн.
По итогам четвертого квартала 2012 года шинный комплекс группы компаний «Татнефть» занял 45,3% общероссийского выпуска шин. При этом стремительнее всего в прошлом году росла доля «Нижнекамскшины»: плюс 7,2%. А вот конкуренты нижнекамских шинников свои позиции в конце прошлого года, напротив, теряли. Впрочем, доминирующее положение в отрасли не спасло татарстанскую компанию от тотальной распродажи ее акций.
Объем выпуска шин в четвертом квартале минувшего года всеми шинными заводами России составил 7 327,3 тыс. штук, это на 252,0 тыс. штук больше, чем в третьем квартале 2012 года. Но оговоримся сразу, что прошедший квартал смотрится сильно только в сравнении с предыдущими четвертями 2012 года. А вот в сравнении, например, с показателем четвертого квартала 2011 года (7 830,4 тыс. штук) выпуск сократился на 503,1 тыс. штук (6,4%).
При этом рыночная доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в НХК ОАО «Татнефть» (ОАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК») составила 45,3%.
Доля ОАО «Нижнекамскшина» на рынке выросла на 7,2 п.п. – с 28,6% за четвертый квартал 2011 года до 35,8% за четвертый квартал 2012 года.
Что касается основных конкурентов, то доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в компанию «Кордиант» (ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Волтайр-Пром», ОАО «Омскшина», ЗАО «Кордиант-Восток»), составила 31,0%. Таким образом, было зафиксировано снижение на 1% в сравнении с четвертым кварталом 2011 года. «Амтел» (ООО «Амтел-Черноземье» (г. Воронеж), ОАО ШК «Амтел-Поволжье» (г. Киров) и вовсе потеряли в прошлом году 9,4%, снизив свою долю на рынке до 17,7%.
С учетом текущего спада в экономике ЕС российский рынок выглядит лакомым куском в глазах многих производителей. К тому же темпы развития российской шинной промышленности одни из самых быстрых в мире. По прогнозам фонда TechSci Research, объемы производства шин в России до 2017 года будут расти на 16% ежегодно. К 2017 году объемы автомобильного производства в России могут достигнуть 4,3 млн. единиц, и благодаря этому будут расти продажи шин в секторе первичной комплектации.
Заметим, что зарубежные игроки часто пользуются стратегией входа на рынок себе в убыток, чтобы отвоевать долю рынка. А так как ряд зарубежных игроков (Yokohama, Nokian, Continental) намерены не только импортировать продукцию, но и строят заводы в РФ, то борьба предстоит очень жесткая. Маржа будет символическая, и производителям останется уповать на госрегуляторов, которые могут ограничить минимальную рентабельность по отрасли.
Так, по данным компании «Кордиант» рынок грузовых шин в РФ показал в первом полугодии 2012 года падение на 16% в сравнении с 2011 годом.
Тем временем руководство «Татнефти» делает акценты на увеличении объемов производства. По итогам 2012 года компания намерена произвести 13 млн. шин. Говоря о перспективах «Кама-Евро», генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов раскрыл один потенциальный крупный контракт: как оказалось, 400 тыс. штук нижнекамских шин заказало елабужское подразделение Sollers. Заметим, что при первичной комплектации шины поставляются с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости в расчете на то, что покупатель авто приобретет в дальнейшем шины той же марки. Поэтому подобные заказы от автомобильных заводов могут обеспечить оборот, но не прибыль.
На фоне позитивных данных из Закамья, акции "Нижнекамскшины" потеряли на фондовом рынке 56,2% своей стоимости, упав в цене с 34 рублей за бумагу на 14 февраля 2012 года до 14,9 рублей за бумагу на 13 февраля 2013 года.
Этому на первый взгляд парадоксальному факту есть серьезное фундаментальное обоснование. Чистая прибыль ОАО «Нижнекамскшина» по РСБУ снизилась в прошлом году в 28 раз – со 140 млн. рублей за три квартала 2011 года до 5 млн. рублей за аналогичный период 2012 года. Выручка общества снизилась на 29% и составила 13,22 млрд. рублей. И это на фоне огромной кредитной нагрузки.
Таким образом, инвесторы хотят увидеть не столько рекордную долю в общероссийском выпуске, сколько рекордную – или хотя бы понемногу, но стабильно растущую - прибыль.