Администрация президента США Джо Байдена, за 10 дней до его ухода с должности, добавила в санкционный лист ряд российских компаний ТЭК, в том числе "Газпром нефть" с ее дочерними предприятиями, "Сургутнефтегаз", ряд структур "Роснефти" (проект "Восток Ойл", "РН-Ванкор", "Роснефтефлот"), а также активы "Газпрома" — "Ачимгаз", "Газпром шельфпроект", "Газпром СПГ Портовая".
Главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов считает, что новые санкции США пусть и создают риски для нефтяной отрасли России, но страна к ним готова.
"Что касается рынка, то он обеспокоен, но не шокирован. Видимо, ожидает, что наши компании справятся с возникшими ограничениями", – заметил он.
По его словам, основные риски связаны со стабильными и непрерывными поставками российской нефти, в первую очередь такому крупному поставщику как Индия. В санкционный список включены более 180 судов – нефтяные танкеры, буксиры, газовозы, суда-снабжения, которые ходят как под российским флагом, так и под флагами других стран.
"Но это лишний раз доказывает, что нам необходима альтернативная экосистема морских перевозок и развитое судостроение", – подчеркнул эксперт.
Фролов при этом заметил, что крупные добычные проекты, которые подпали под ограничения, уже были готовы к санкциям. Это подтверждается в том числе и спокойной реакцией "Газпром нефти", которая заявила, что с 2022 года и так находилась под односторонними санкциями, "поэтому многие подобные ограничения уже учтены в операционных процессах", отметил журналистам представитель компании.
Под санкции также попали и ряд нефтесервисных и нефтеперерабатывающих компаний, но для них главным изменением станет необходимость увеличить количество промежуточных звеньев между собой и поставщиком (или покупателем), считает эксперт.
"Надо понимать, что основной рынок сбыта для переработчиков и нефтесервиса – это внутренний рынок. Вопрос лишь в доступе к части оборудования и технологий", – пояснил он.
Главный редактор ИнфоТЭК отметил, что администрация Байдена явно сдерживала свою санкционную активность до ноября 2024 года, когда любое неосторожное движение могло привести к резкому росту нефтяных цен, а значит – по внутреннему рынку США, что могло изменить настроения избирателей.
"Но, как оказалось, усилия были тщетными, так как избиратели их не оценили", – заметил он, напомнив, что Байден проиграл на выборах Дональду Трампу, который займет пост США 20 января 2025 года.