Специальная контрольная комиссия Верховной рады Украины рекомендовала кабинету министров и Министерству промышленной политики продолжить реструктуризацию ОАО «Одесский припортовый завод» с привлечением ученых и технических специалистов для изучения технических и финансовых аспектов разделения мощностей предприятия.

Ранее в парламент поступило обращение Одесского областного совета, в котором содержалась просьба не допустить реструктуризацию завода.

На заседании специальной комиссии было отмечено особое положение этого предприятия, которое располагает мощностями по производству химической продукции, оказывает услуги по перегрузке аммиака и карбамида, а также имеет на балансе хранилища на 120 тыс. тонн аммиака. Транспортировку аммиака осуществляет государственное предприятие «Укрхимтрансаммиак», владеющее украинским участком магистрального аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса протяженностью 2417 км.

Согласно законодательству Украины, магистральный трубопроводный транспорт, обслуживающий потребности государства, приватизации не подлежит. Поэтому в случае приватизации завода необходимо провести его реструктуризацию — изъять подразделения, связанные с хранением и перегрузкой продукции и присоединить их к транспортной сети, то есть передать «Укрхимтрансамиаку».

По мнению руководства завода, это может привести к остановке всего циклического процесса и уменьшить экологическую безопасность предприятия. Кроме того, для функционирования завода необходимо построить два новых хранилища по 10 тыс. тонн продукции, что существенно увеличит техногенную угрозу района. Стоимость каждого хранилища составляет 10 млн долларов. При этом возникнет необходимость увеличения санитарно-защитной зоны путем отселения нескольких населенных пунктов.

В Минпромполитики полагают, что реструктуризация завода нужна с целью устранения монопольного положения на рынке услуг хранения и перегрузки аммиака. Правда, получается, что вместо существовавших ранее двух монополистов, останется один — «Укрхимтрансамиак», который объединит в себе транспортировку, хранение и перевалку.

Специалисты ФГИУ считают, что в первую очередь необходимо провести научное обоснование возможности технического разделения указанных мощностей и объема финансовых расходов. Пока такого заключения не будет, о приватизации говорить нельзя.

Как известно, Верховная рада приняла закон о запрещении приватизации «Одесского припортового завода». Однако президент не исключил возможности приватизации предприятия в будущем году. Участники заседания специальной комиссии выразили опасение, что президент путем внесения вето может изменить решение Верховной рады, либо новый состав парламента примет решение о приватизации завода. Напомним, что попытка приватизации предприятия уже предпринималась в прошлом году.