Экспорт сырья, готовой продукции и ее компонентов, являющийся одним из главных элементов внешнеэкономических отношений любой страны (но сейчас речь идет о России), вызывает, и это понятно, пристальное внимание организаций, контролирующих экспортно-импортные связи. Причина проста: почти на две трети поток экспорта состоит из так называемых «опасных грузов», контроль за перемещением которых важен как для импортирующей страны, так и для страны-импортера.

Какие грузы опасны

«Опасные грузы» — понятие расплывчатое. В обширный список, составленный российскими официальными структурами, входят и взрывчатые вещества, и продукты нефтехимической отрасли, и радиоактивные компоненты, и оружие. Даже частичное перечисление отнюдь нелишне, поскольку транспортировка каждой «опасной разновидности» сопряжена с особыми трудностями и, естественно, требует своих особых условий. В нашем случае речь пойдет о химических веществах. Вернее, об условиях экспортной транспортировки опасных химических веществ, список которых изначально был утвержден Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров, принятой в Вене в 1980 году.

Венская конвенция

Конвенция вступила в силу в 1988 году и в настоящее время насчитывает 56 государств-участников, среди которых – крупнейшие экономические державы мира (США, Канада, Франция и т.д.). Бывший СССР присоединился к Венской конвенции в августе 1990 года, а с декабря 1991 года Российская Федерация, сделав заявление о правопреемстве в отношении членства в ООН и, соответственно, всех прав и обязательств бывшего СССР, стала участницей Венской конвенции. Перечень так называемых списочных химикатов, требующих экспортного контроля в отношении передачи их другим государствам-участникам Конвенции, к слову сказать, весьма велик. Однако все химические вещества, попавшие в перечень «особо опасных» объединяло и объединяет одно: товар и его упаковка, согласно достигнутым в ходе Конвенции договоренностям, должны «соответствовать любой конкретной цели, прямо или косвенно известной продавцу на момент заключения договора». Исключения из этого правила составляют лишь те случаи, когда «обстоятельства свидетельствовали, что покупатель не полагался или ему было нецелесообразно полагаться на знания и суждение продавца».

Упаковка, тестирование, демонстрация – три правила

Чтобы создать оптимальные условия для экспортеров стран — членов ЕС, почти через десятилетие после Конвенции ООН была введена в действие специальная директива Совета Европы, которая предусматривает унификацию требований по классификации, упаковке и этикетированию опасных веществ. Таким образом, с момента принятия Директивы и по сей день компании, продающие химические вещества, фармацевтическую продукцию и косметические препараты в странах Европы, должны следовать требованиям, одинаково предъявляемым всем экспортерам. Правила эти распространяются на упаковку, проведение тестирования и информирование государств — членов Европейского Союза о содержании веществ, опасных для потребителей.

«Директива о веществах» и «Директива о смесях»

Собственно говоря, так называемых товарных директив ЕС, касающихся экспорта опасных химических веществ, две: «Директива о веществах», в которой речь идет о классификации, упаковке и обозначении опасных веществ (т.н. Директива 67/548/ЕЭС с 7 изменениями и 21 техническим изменением) и «Директива о смесях», касающаяся классификации, упаковки и обозначения опасных препаратов (Директива 88/379/ЕЭС).

Директивы о веществах и смесях регулируют упаковку, классификацию и обозначения химикатов. Обозначения веществ состоят из следующих частей:

  • торговое наименование химиката,
  • название, адрес и номер телефона лица, выпустившего вещество на рынок,
  • названия и содержание опасных веществ, входящих в состав препарата,
  • предупредительные знаки,
  • оговорки об опасности (оговорки «R»),
  • оговорки о мерах безопасности (оговорки «S»),
  • количество содержания .

Опасные цифры

Предупредительные знаки и оговорки выбираются в соответствии с принципами классификации вещества и/или положениями списка веществ. Категории риска следующие:

высоко токсично T+ R26, R27, R28, R39
токсично T R23, R24, R25, R39, R48
вредно Xn R20, R21, R22, R40, R48, R65
едко C R35, R34
раздражающее Xi R41, R36, R37, R38
взрывоопасно E  
окисляющее O  
легко воспламеняющееся F  
вредно для окружающей среды N R50-R59
канцерогенно   R45, R49, R40
мутагенно   R46, R40
опасно для размножения   R60, R61, R62, R63
сенсибилизующее   R42, R43

Справка о безопасности применения

Кроме того, поставщик химического вещества должен оформить справку о безопасности вещества в применении (в том случае, конечно, если вещество экспортируется для промышленного применения). Сама по себе справка о безопасности каких-то особых условий оформления не имеет, однако есть параметры, которые для заполнения обязательны. Список этих параметров включает в себя более пятнадцати пунктов, а в качестве главных среди них можно выделить следующие (нумерация отражает порядок этих параметров в списке):

1. Реквизиты химиката и его производителя, импортера либо другого деятеля Реквизиты вещества или препарата

  • - Торговое наименование
  • - Идентификационный код препарата

Реквизиты производителя, импортера или другого деятеля

  • - Деятель
  • - Адрес для посетителей, почтовый адрес, телефон, телефакс, код предприятия
  • - Ответственный информатор на случай аварии
  • - Сведения об иностранном производителе

2. Состав и сведения о компонентах

  • - Описание

  • - Опасные компоненты: Номер «CAS», Наименование компонента, Содержание,

Предупредительный знак, Оговорки "R", другие сведения о компоненте.

7. Обращение с химикатом и его хранение

  • - Обращение
  • - Хранение

9. Физические и химические свойства

  • - Состояние, цвет, запах
  • - Значение рН
  • - Сведения об изменении состояния
  • - Точка кипения / Пределы кипения
  • - Точка плавления / Интервал плавления
  • - Температура распада
  • - Точка воспламенения
  • - Воспламеняемость
  • - Температура самовоспламенения
  • - Взрывоопасность
  • - Пределы взрываемости (верхний, нижний)
  • - Окисляющие свойства
  • - Давление пара
  • - Относительная плотность
  • - Растворимость (в воде, в жире)
  • - Коэффициент распределения октанола/воды (между компонентами)
  • - Вязкость
  • - Другие сведения

14. Транспортные данные

  • - Номер ООН
  • - Категория упаковки
  • - Сухопутные перевозки (Транспортная категория, oпознавательный номер опасности, наименование по транспортной накладной, другие данные)
  • - Морские перевозки (Категория IMDG, подлинное техническое название, другие данные)
  • - Воздушные перевозки (Категория IDAO/IATA, подлинное техническое название, другие данные)

Особо опасные вещества – это мы можем

Директивы, принятые Европейским Союзом для того, чтобы упорядочить экспорт опасных химических веществ, в России (которая, как известно, хотя и не является полноценным членом ЕС, но входит в Совет Европы, а значит, должна «играть по правилам» — следовать в торговле с партнерами по Европейскому Совету принятым ЕС нормам и стандартам) играют весьма и весьма важную роль. Предприятий, занимающихся экспортом химических веществ в страны ближнего и дальнего зарубежья, на территории страны достаточно много, объем экспорта также немал. В качестве примера можно привести одну только Екатеринбургскую область, химический комплекс которой еще пять лет назад вносил более двадцати процентов в общий процент экспорта региона, причем за пределы России экспортировались как раз химические вещества из списка «особо опасных»: химические радиоактивные элементы, экспорт которых составил 84,1% всего экспорта по данной товарной группе при общем объеме продаж 368 470 000 $ и осуществлялся в 4 страны мира: США - 64,8%, Великобритания - 18,9%, Швеция - 14,7% и Германия - 1,6% по данной товарной группе (специалисты утверждают, что, учитывая ограничения, связанные с формированием рынка данной продукции, его географическую структуру можно считать диверсифицированной) и хромовые соединения, доля экспорта которых в общем экспорте продукции химического комплекса составляет 4,6%, а при исключении из анализа предыдущей товарной группы - 28,6%. Ассортимент продукции включает в себя 59 наименований, а ее поставки осуществляются более чем в сорок стран мира. Географическая структура экспорта отличается высокой степенью диверсифицированности, что определяет устойчивость внешнего рынка данной продукции.

России нужна ООН-упаковка

В то же время у России есть в этой связи одна проблема, которой, в принципе, не существует для других стран-членов ЕЭС. Согласно Конвенции ООН (а также Директивам ЕЭС), экспортируемые за пределы страны-производителя опасные вещества (химические в том числе) должны быть соответствующим образом упакованы. В обиходе поставщиков специализированная «экспортная» упаковка носит название «ООН-упаковка», поскольку выпускать и продавать ее может только компания либо предприятие, имеющее специальный сертификат ООН.

В этом отношении основная проблема России видна, что называется, невооруженным глазом: упаковочная отрасль в стране существует слишком недолго, чтобы в полном объеме удовлетворять европейским требованиям. В начале 90-х годов Международная организация консультантов по упаковке, работающая при ООН, провела исследование состояния производства и потребления тароупаковочной продукции. Тогда по результатам исследования Россия попала в разряд развивающихся стран, причем в этом нет абсолютно ничего удивительного, поскольку на протяжении десятилетий вопросам упаковки в России не уделялось практически никакого внимания. Отсутствовали специализирующиеся на изготовлении тары и упаковки производства, не велись научно-исследовательские, аналитические работы, сбор информации, не существовало отраслевых объединений в этой сфере экономики.

Конечно, сейчас обстановка существенно изменилась: развитие отрасли идет нарастающими темпами, в нее пришли высококвалифицированные специалисты из науки, «оборонки» и других отраслей, возникли структуры, координирующие их усилия, обеспечивающие обмен информацией. Все большее внимание уделяется участию отечественных производственников в международных выставках, проведению таких выставок у нас в стране, организации научно-практических семинаров и курсов повышения квалификации специалистов, занятых в этой сфере.

Права упаковывать российское у России нет

И тем не менее, отечественных компаний, имеющих пресловутый сертификат ООН, в России пока нет. Единственная компания, которая может «похвастаться» важным документом - московское представительство голландской фирмы «Van Leer», имеющее на территории России два завода - в Вологде и поселке Белоярском, расположенном под Екатеринбургом (неплохое, кстати, стратегическое решение, поскольку именно этот регион активно экспортирует химические вещества и, естественно, нуждается в соответствующей таре).

ООН-упаковка - это бочка

Выглядит «ООН-упаковка» (по крайней мере, та ее разновидность, в которой экспортируются опасные химические вещества) довольно просто: так называемая комбинированная бочка, состоящая из наружного стального сосуда и прочно вмонтированного в него полиэтиленового вкладыша. Объем бочки несколько нестандартен для России — 216,5 литра. Как говорят сами производители, «нестандартный» для России объем используется потому, что «ООН-упаковка» идет на экспорт, а значит, должна в первую очередь соответствовать евростандарту.

Гелий лучше, чем манометр и мыло

Кроме того, на производстве каждая бочка подвергается специально разработанному на головном предприятии испытанию гелий-тестером, с помощью которого находят мельчайшие трещины и который работает с точностью почти в 1000 раз выше, чем при испытании традиционным дифференциальным манометром или методом мыльного раствора.

Достаточно просто объясняется наличие внутри стального корпуса пластмассового вкладыша. Как правило, особенно агрессивный товар типа кислот или растворов, перевозят в бочках из пластмассовых материалов, однако они полностью не гарантированы от разрушения. «ООН-упаковка» — это своеобразная «двойная защита», существенно повышающая прочность тары и ее пожаробезопасность.

Кстати, стальные бочки фирмы «Ван Леер» соответствуют не только требованиям ООН к транспортировке опасных химических веществ, но и отвечают более общим, но от этого не менее строгим Ллойд-нормам по допуску в эксплуатацию.

1000 раз по 18 долларов

Стоимость одной «ООН-бочки» невелика — при поставке товара на экспорт она обходится заказчику в 18 $. А ежемесячный оборот одного только вологодского завода, специализирующегося на выпуске соответствующей мировым стандартам упаковки, составляет в среднем 250 тысяч литров. Математика, что и говорить, несложная – бочек в месяц нужно 1155 штук, и обходится упаковка нашему заводу в 21.617 $ ежемесячно.

Что же касается поставок, то тут все зависит от химического вещества, которое намерены экспортировать заказчики. Для хромовых соединений, например, «ООН-бочки» подходят в том случае, если плотность соединения не превышает 1,2. Последний возможный предел — 1,4, но только при условии неполной загрузки. Других вариантов нет.

Конкуренты «Ван Леера» подрастают

Конечно, сейчас, когда Россия всерьез взялась за развитие своей упаковочной отрасли, «Ван Леер» так или иначе начнет приобретать конкурентов. Однако пока это только проекты — сертификат ООН нужно еще заслужить, а химические вещества — товар опасный и требует тщательно отработанного и квалифицированного во всех отношениях подхода.