Чиновники Еврокомиссии спешат завершить драфт нового регулирования, которое должно определить, какие источники электроэнергии в ЕС будут считаться зелеными и получат право на дальнейшую жизнь. Документ был разослан в европейские столицы за несколько часов до наступления Нового года, однако попытки замаскировать кардинальные расхождения между членами ЕС за праздничной шумихой провалились: драфт был немедленно «слит» в несколько крупнейших европейских деловых медиа и вызвал скандал.

Суть проблемы в том, что в этой «таксономии» к зеленым источникам энергии были отнесены АЭС и природный газ. Последний, правда, с оговорками: строить традиционные газовые электростанции можно будет только до 2030 года и только в случае, если они замещают выводимую еще более грязную угольную генерацию. После этого срока разрешено строить только суперчистые газовые ТЭС с уровнем выбросов менее 100 грамм СО2 на кВт•ч: на практике это, вероятнее всего, означает необходимость перехода на газоводородные смеси или частичное захоронение СО2. Тем не менее даже такая уступка здравому смыслу вызвала гнев европейских экологов.

Более важными для судьбы документа остаются противоречия между Францией, где 70% выработки приходится на АЭС и которой удалось добиться легализации атомной энергетики как зеленой на ближайшие десятилетия, и Германией, которая вот-вот закроет у себя последние атомные станции. После настояний Германии экспертные консультации по проекту, которые должны были завершиться 12 января, были продлены еще на неделю, пишет Ъ.

Итоговый вариант, который должен быть одобрен странами ЕС к середине года, может претерпеть ряд изменений. Но отрадно видеть, что Еврокомиссия хотя бы частично учла уроки нынешнего энергетического кризиса, через который проходит Европа. Похоже, на долгий срок будет сохранена роль газа как топлива, который сможет сбалансировать нестабильную работу энергосистемы с большой долей возобновляемых источников. И при этом для стран, которые не хотят слишком сильно зависеть от колебаний цен на газ, существует возможность строительства АЭС (классический пример — Польша).

Ясные правила игры уберут по крайней мере часть неопределенности для российских газовых компаний — и в особенности «Газпрома». Тот факт, что Еврокомиссия официально признала необходимость строительства новых газовых ТЭС, позволит европейским клиентам заключать длительные соглашения на покупку газа, не слишком опасаясь немедленной обструкции. Общая инфраструктура газового рынка также сохранится — и пока это так, российский газ сможет найти себе место в европейском энергобалансе.