По информации «Известий», в Федеральную антимонопольную службу поступила заявка от председателя совета директоров холдинга «Кордиант» Вадима Гуринова на покупку 68% акций ОАО «Ярославский шинный завод». Заявку направят в правительственную Комиссию по иностранным инвестициям, поскольку у Гуринова оказалось гражданство Белиза. Аналитики полагают, что использование схемы с покупкой акций на физическое лицо, а не на офшорную компанию, может иметь целью открыть конечного бенефициара, чтобы улучшить отношение инвесторов к компании. Также вполне возможно, что актив покупается для перепродажи.
В начале года контроль над холдингом ОАО «СИБУР — Русские шины» (в него входит Ярославский шинный завод, ЯШЗ) получил его гендиректор Дмитрий Соков — путем выкупа у Вадима Гуринова 52% офшора Punch Investments Limited (Британские Виргинские острова). В апреле холдинг переименовали в «Кордиант». В него помимо ЯШЗ входят «Волтайр-Пром» (Волжский, Волгоградская обл.), «Омскшина», «Кордиант-Восток» (Омск) и «Уралшина» (Екатеринбург). Считается, что в настоящее время 75% холдинга принадлежит менеджменту компании, а 25% — совладельцу нефтетрейдера Gunvor Геннадию Тимченко. При этом Вадим Гуринов был в августе назначен президентом принадлежащего Тимченко «Стройтрансгаза», некогда крупнейшего подрядчика «Газпрома».
Теперь Гуринов собирается лично установить контроль над ЯШЗ — в результате косвенного приобретения 68% акций этого предприятия, говорит источник в правительстве. Продавец — ОАО «Кордиант»: по крайней мере, по информации на 30 сентября 2012 года (последняя публикация списка аффилированных лиц ЯШЗ) эта компания владеет 96,44% ЯШЗ. ОАО «Кордиант» ранее принадлежало на 100% ЗАО «Кордиант». Но в сентябре этого года ЗАО было присоединено к ОАО «Кордиант». В самой компании назвать текущих владельцев и прокомментировать ситуацию отказались.
ОАО «Ярославский шинный завод» является стратегическим объектом, имеет лицензии на разработку и производство шин и камер для средств вооружения и военной техники, занимается выпуском шин для авиационной техники. Это одно из самых успешных предприятий группы. За девять месяцев выручка составила 5,3 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом почти в пять раз и достигла 513,7 млн рублей.
В середине этого года гендиректор «Кордианта» Дмитрий Соков заявлял, что холдинг стремится к построению корпоративного управления, основанного на принципах публичной компании — это, по мнению аналитиков, может объяснять выкуп акций именно на физлицо, а не компанию.
— Возможно, Гуринов хочет, чтобы был открыт бенефициар, поэтому сделка оформляется на физлицо. Это может улучшить отношения инвесторов к компании, — объясняет аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
По мнению аналитика «Финама» Алексея Захарова, после оформления сделки личный актив Гуринова может войти в состав какой-либо крупной структуры.
— Можно предположить, что это будет нефтехимическая компания или производитель техники, являющейся потребителем шин. Как вариант ЯШЗ может стать частью «Русских машин» и/или придворным поставщиком шин для ГАЗа, арзамасских заводов строительно-дорожной техники и бронетехники. Для одного завода объемы неплохие. Тем более что специальные шины делает именно Ярославль, — говорит Захаров.
Как третий вариант Ярославский шинный завод может войти в структуру «Стройтрансгаза». Перед Гуриновым, назначенным в августе новым президентом «Стройтрансгаза», была поставлена задача реорганизовать компанию и сделать из нее холдинг, куда вошли бы дочерние структуры. В планах развития холдинга — работа по трем направлениям (строительное, нефтегазовое, энергетическое): Тимченко заявлял, что холдинг «будет включать управляющую компанию, дочерние компании и новые бизнесы». Представитель Геннадия Тимченко от комментариев отказался.
Напоминаем, что Седьмая Международная конференция «Каучуки, шины и РТИ 2012» состоится 26 ноября 2012 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Приглашаем всех заинтересованных участников присоединиться к обсуждению состояния мирового рынка натурального и синтетического каучука; мирового шинного рынка; позиций и потенциала России как производителя и потребителя шинной продукции и других вопросов отрасли. Участие в работе конференции позволит Вам получить полную и актуальную информацию о тенденциях индустрии каучуков, шин и резинотехнических изделий, встретиться с основными игроками рынка. Золотой спонсор конференции – компания Lanxess, партнер - Ineos Melamines. Мероприятие пройдет при поддержке компаний Russian Automotive Market Research, журнала «Автобизнес». Дополнительную информацию о предстоящей конференции можно получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creonenergy.ru.