Виктор Герасименко, генеральный директор АО «Куйбышевазот», производителя капролактама, аммиака и азотных удобрений, рассказывает в своем интервью о новом проекте завода — производстве полиамида-6, проблемах, характерных для предприятий отрасли, и перспективах сотрудничества с иностранными инвесторами.

Герасименко Виктор Иванович. Родился 18 января 1950 года в станице Сторожевая Ставропольского края. В 1954-1969 годах учился в г. Ставрополе на Кавказе. В 1973 году окончил Куйбышевский политехнический институт по специальности технология основного органического и нефтехимического синтеза, в этом же году начал работать на «Куйбышевазоте», где прошел путь от стажера мастера до генерального директора. Автор 6 научных трудов, 9 изобретений, на его счету 76 рационализаторских предложений. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней. В 2002 году удостоен Национальной премии им. Петра Великого. В.И. Герасименко — член Совета Российского Союза химиков, член Правления Самарской и Тольяттинской торгово-промышленных палат, вице-президент Союза работодателей Самарской области.

—Когда будет пущено производство полиамида-6?

—Мы рассчитываем начать вырабатывать полиамид в четвертом квартале этого года. Сырьем для нового производства будет наша продукция - капролактам. На это же время запланировано начало выработки шинного корда, правда, не исключено, что сроки сдвинутся на первый квартал следующего года. Но это крайний срок. Объем производства полиамида составит 23 тыс. тонн в год, шинного корда — 7 тыс. тонн в год или около 12 млн. погонных метров, так будет более понятно для работников шинной отрасли. Это окончательная проектная мощность, на нее мы выйдем в течение полугода.

—Сколько средств было затрачено на этот проект?

—Примерно 75 миллионов долларов, включая все пошлины, налоги. Половина из этих средств — собственные, остальное — это кредиты по линии Сбербанка. Кроме того, мы получали налоговые кредиты от Самарской области и города Тольятти. Срок кредитов Сбербанка — 5 лет, бюджетных — 3 года.

—Уже известно, кому будет поставляться продукция?

—Да, известно. Полиамид будет поставляться на наше совместное с компанией «Полипластик-Технопол» ООО «Волгапласт» для производства инженерных пластиков. В совместном предприятии участвует еще третья сторона - компания «Виза» из города Тольятти. Это производство уже действует с мая. Но пока собственного полиамида у нас нет, «Волгапласт» работает на сырье, поставляемом из Энгельса и с других российских предприятий. То есть установка опробована, показала хорошие результаты. В четвертом квартале туда поступит уже наш продукт.

Кроме того, полиамид пойдет на дальнейшую переработку — собственное производство высокопрочных технических нитей и кордной ткани. ПА-6 с «Куйбышевазота» будет также поставляться для российских производителей пленок и компаундов. Остальные объемы пойдут на экспорт, в основном в Европу и Юго-Восточную Азию.

Если говорить о шинном корде, то на выставке «Химия-2003» мы провели переговоры с тремя основными компаниями, которые производят шины в России, — АК «Сибур», «Амтел», «Татнефть-Нижнекамскшина». В ходе встреч были определены объемы поставок для этих компаний. И практически 100 % корда, который мы будем вырабатывать, найдут сбыт в Российской Федерации. Не исключены поставки высокопрочных технических нитей на экспорт, многие покупатели заинтересованы в получении продукта именно в предлагаемой нами упаковке до 12 килограмм.

—Как развивается сотрудничество с ООО «Капрон»? Будут ли осуществляться поставки полиамида-6 на это предприятие?

—Мы сотрудничаем и будем продолжать сотрудничать с энгельским «Капроном». Почти 100 % всего капролактама, получаемого этим предприятием, - с «Куйбышевазота». Возможно также использование и полиамида-6 на «Капроне».

—Действительно ли Сергей Аникушин, который был генеральным директором «Капрона» вернулся на «Куйбышевазот»? Если да, то чем он будет теперь заниматься и какую должность займет?

—Сергей Аникушин, который являлся и является нашим сотрудником, действительно ушел с «Капрона». Он нам нужен для других проектов, сегодня он стажируется на должность заместителя главного инженера по производству. Он курирует техническую сторону новых проектов. Подчеркиваю еще раз, что сотрудничество с «Капроном» будет продолжено.

—Какие проблемы стоят сейчас на пути развития предприятия?

—Проблемы остались еще с прошлого года. Продолжается рост цен на энергию, бензол. Нехватка сырья и высокие цены, превышающие мировой уровень, дополняются антидемпинговой пошлиной на капролактам на основном внешнем рынке сбыта - Китае. Для нас размер пошлины составлял ранее 14 %, теперь, после завершения расследования с 7 июня — 7 %. К нам приезжали представители китайского правительства, нам удалось их убедить, что мы работаем честно, не демпингуем. Не смотря на отмену Правительством РФ экспортной пошлины (3,5%) с 7 июля 2003 г., сегодня капролактам, к сожалению, не приносит прибыли, такая ситуация складывается последние три месяца. Причина: низкие цены на него, высокие — на сырье для его производства. Транспортные проблемы нас касаются в меньшей степени, с отгрузкой продукции все в порядке. Нам принадлежит контрольный пакет акций порта «Тольятти». Хотя, конечно, нас волнует увеличение железнодорожных тарифов, произошедшее в августе.

—Что может сделать государство для предприятий химической промышленности сегодня?

—Чем могло бы помочь государство, так это способствовать сдерживанию роста тарифов естественных монополий. Если они будут приближаться к мировым, конкурентоспособность российских предприятий резко упадет. В тех же антидемпинговых расследованиях по карбамиду, аммиачной селитре, капролактаму государство могло бы защищать своих производителей. Что касается законодательных актов, если бы были законы, стимулирующие техническое перевооружение, то это помогало бы развитию предприятий. Налог на добавленную стоимость и его возврат, а также пошлины на импорт высокотехнологичного оборудования заметно замедляют этот процесс. Мы возвращаем НДС только после пуска установки в работу, после регистрации всех документов, а инвестиционный процесс, строительство продолжается несколько лет. Таким образом, 20 % средств просто замораживаются. Также и средства, которые тратятся на модернизацию производства, могли бы быть освобождены от налогов.

—«Куйбышевазот» не вышел на ФОРЭМ, хотя такие планы были. Почему?

—Это объясняется ситуацией, сложившейся в Самарской области. Мы готовились к выходу на ФОРЭМ, оформили документы, но затем решением регионально-энергетической комиссии для крупных предприятий, потребляющих большие количества энергии, цены были установлена на уровне ФОРЭМа. Перекрестное субсидирование, которое проводилось раньше, было практически прекращено. Поэтому мы притормозили процесс выхода на ФОРЭМ. Но начались суды, оспаривающие решение комиссии, суд поддержал истцов. Сейчас мы вновь рассматриваем такую возможность. Помимо этого мы участвуем в так называемых имитационных торгах. С 1 октября 15 % энергетических мощностей продаются по рыночным ценам, и мы будем стараться участвовать в этом процессе.

—Весной губернатор Самарской области Титов встречался с руководителями немецкого концерна BASF. На встрече обсуждали перспективы сотрудничества компании с российскими фирмами. Как продвигается реализация достигнутых договоренностей?

—«Куйбышевазот» был инициатором и соорганизатором этой встречи. Такие контакты являются плановыми. С BASF мы работаем более 6 лет. У нас контракт, немецкие специалисты помогают с реконструкцией производства капролактама, консультируют по производству полиамида-6.

—Ваше предприятие не входит в крупные вертикально-интегрированные структуры, холдинги. Возможно, в этом есть свои недостатки?

—Мы считаем, что должен быть рынок, на котором есть место всем предприятиям, и самостоятельным, и входящим в холдинги. Самостоятельных предприятий в отрасли много, мы не чувствуем, что уступаем по каким-то параметрам тем, которые входят в объединяющие структуры. Главный вопрос сейчас — техническое перевооружение предприятий, на наш взгляд, у нас это получается не хуже. Конечно, у холдингов больший административный ресурс, рычаги влияния, однако у них есть и свои недостатки: бюрократизм, не та скорость принятия решений. Рассудит всех рынок.

Справка:
Акционерное общество «Куйбышевазот» — одно из крупнейших предприятий химического комплекса России, лидер в производстве капролактама на территории СНГ. Специализация «Куйбышевазота» — производство продуктов органического синтеза (капролактам, циклогексан, циклогексанон), а также основной химии (карбамид, аммиачная и известково-аммиачная селитра, сульфат аммония, КАС), кроме того, промышленных газов (азот, кислород, водород, аргон). На предприятии работает более 4000 человек, общий грузооборот — около 1400 тыс. тн в год.