Применение полимерных материалов в производстве кузовов легковых автомобилей пока еще ограничивается амортизаторами, крыльями и крышками багажного отделения. При этом потенциал полимерных материалов может заметно вырасти. Во всяком случае, сегодня широкое применение полимерных материалов, надежных и оживляющих дизайн, часто сдерживается по причине высоких расходов, хотя все больше модельных исследований признают за ними достойные внимания технические возможности.

Упрощенный монтаж, но по-прежнему дорого

По мнению автомобильных экспертов, в отрасли полимерных материалов нет более выгодной сферы для их применения, чем производство кузовов. Особенностями использования полимерных материалов в наружной обшивке являются значительная экономия топлива, улучшение ходовых качеств из-за равномерного распределения веса, хорошая звукоизоляция.

Потребители делают ставку на высоко индивидуализированные автомобили, что ведет к расширению автомобилестроения, но не облегчению процесса производства. Выходом из сложившейся ситуации может стать обращение к модульному автомобилестроению при использовании полимерных материалов. Эффективный монтаж кровельных модулей сокращает время сборки и число случаев неэргономичного монтажа, отпадает потребность в монтажных станциях. Но, несмотря на все положительные качества, кровельные модули пока не могут серийно использоваться, так как расходы на них все еще превышают оптимальный уровень на 30%.

Лучше ли дела у грузовиков?

По мнению Hartmut Haberle, представителя компании MAN Nutzfahrzeuge AG, с применением полимерных материалов для кузовов в Мюнхене дела обстоят заметно лучше. У нового грузовика TG-серии от MAN все детали наружной обшивки, за исключением зеркал, решетки радиатора, воздуханаборника и крыльев заднего моста, изготовлены из SMC. Благодаря этому материалу, подвергаемый чрезмерным нагрузкам амортизаторный модуль грузовика удалось разработать в качестве цельной, высокоинтегрированной и самонесущей детали. Каждый сэкономленный на облегченной конструкции килограмм увеличивает полезную нагрузку, принося экспедитору наличные деньги. Поэтому барьеры для использования полимерных материалов в случае с грузовиками менее значительны, чем при работе с легковыми автомобилями.

Выгоды SCM-исполнения для грузовиков MAN суммируются: материал, превзошедший полиуретан RRIM, не только улучшает дизайн, но берет на себя в крупногабаритных формованных деталях структурную и облицовочную функции.

SCM – материал, который может почти все. Если же SCM-индустрии удается пока справляться с проблемой поверхностей, можно это «почти» заключить в скобки.

К сожалению, последовательное применение облегченных конструкций связано с большими расходами. Необходимо детально рассчитывать, какой именно способ облегчения конструкций наиболее эффективен для достижения поставленной цели.

Мотивы к более широкому использованию полимерных материалов обуславливаются предъявляемыми требованиями.

Непрерывно размышлять

Бесспорных преимуществ техники полимерных материалов не достаточно, чтобы дать достойный ответ современным экономическим запросам. При все более сокращающихся сроках проектирования требуется высокая степень зрелости инноваций к моменту начала разработок.

Итак: большие шансы имеют расторопные производители и поставщики. Но соревнование между металлами и полимерными материалами еще не закончено, даже если давление на промышленность, вынуждающее вводить полимеры, постепенно пропадает.

Полный текст публикации о перспективах применения полимерных материалов читайте в специализированном приложении K-Zeitung «Химического журнала» (№ 7 за 2003 год).