На этот раз разговор шел уже гораздо более конкретный: основным докладчиком на заседании выступил главный специалист Управления по благоустройству и экологии Брянска Вячеслав Посконный, который известил собравшихся о «работе ОАО «Мальцовский Портландцемент» по вопросу охраны атмосферного воздуха». Членам комиссии была роздана аналитическая справка, составленная Вячеславом Валентиновичем, с подробным изложением экологической ситуации на «Мальцовском Портландцементе». Г-н Посконный, в частности, отметил, что сейчас «предприятие работает на износ – задействованы все девять печей, чего никогда не было. Обязательно одна или две печи стояли на модернизации очистных сооружений».
Общий вывод: «Вне зависимости от того, будут они сжигать покрышки или нет, мы (комиссия – прим. rcc.ru.) должны потребовать от руководства «Мальцовского Портландцемента» привести в надлежащий порядок пылегазозащитное оборудование». Докладчика поддержал старый «экологический генерал» Брянской области Игорь Балясников: «Нигде не сказано, что резину нельзя жечь. Но обеспечить безопасность выбросов мы обязаны».
Ни в чем прямо не обвиняя Виктора Платонова, директора «Мальцовского Портландцемента», члены комиссии, тем не менее, открыто выразили недоверие актам экспертизы, приложенным к описанию технологии «Пеликан», и заявили о своем непоколебимом намерении провести собственную экспертизу.
Вполне возможно, что определенное недоверие к столь желанному для руководства завода новшеству вызвали результаты проверки выполнения Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» «Мальцовским Портландцементом», результаты которой, собственно, и огласил Вячеслав Посконный на заседании.
По его данным, за год заводскими печами было выброшено в атмосферу 11 732,5 тонны твердых вредных веществ и плюс к этому – 7 417,1 тонны вредных веществ в газообразном состоянии.
При этом «из твердых веществ основными вредными веществами являются: от электрофильтров вращающихся печей – сырьевая пыль, от холодильников вращающихся печей 8-11 – пыль клинкера, от цементных мельниц (высота выброса – 36 м) – пыль цемента, от сушильных барабанов (высота источника выброса 21-24м) – пыль трепела, от мест погрузки цемента – пыль цемента. Наибольший вклад в пылевой выброс вносят цех обжига (сырьевая пыль и пыль клинкера) – 82 %, сушильное отделение (пыль трепела) – 3,5 %, упаковочное отделение (пыль цемента) – 3,3% от всего пылевыброса».
Что касается всевозможных превышений нормативов предельно-допустимых выбросов, то они в течение 2001 года были выявлены на семи различных заводских объектах, в число которых вошли и электрофильтры вращающих печей обжига клинкера №№ 8,9 (горячий конец) и электрофильтры вращающих печей обжига клинкера №№ 8,9 (холодный конец).
В своем выступлении Вячеслав Валентинович не преминул отметить, что «из намеченных мероприятий (по охране воздушного бассейна на 2001 год – прим. rcc.ru) по различным причинам постоянно не выполняются установка рукавных фильтров на цементных мельницах 1-6, строительство мест погрузки цемента в железнодорожные вагоны». В дополнение к этому, как выяснилось, недостаточными темпами ведется переселение жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. За два прошедших года – 2000-й и 2001-й — для означенного переселения было выделено всего четыре квартиры. До сих пор на заводе даже не приступили к монтажу аэродинамических фильтров на колосниковом холодильнике вращающей печи №7 (той самой, на которой Виктор Платонов намерен экспериментировать со сжиганием шин). Всего же, согласно утверждению г-на Посконного, из запланированных в прошлом году на экологические нужды 2 666,3 тыс. рублей (кстати, более чем на полмиллиона меньше, нежели было запланировано на то же самое в 2000 году) освоено всего – 510,4 тыс. рублей. При этом, задолженность «Мальцовского Портландцемента» в экологический фонд области в 2001 году составила 713 286,12 рублей. Обо всех нарушениях правил и норм по охране атмосферного воздуха, которые были выявлены в ходе обследования предприятия, говорить было бы слишком долго…
Судя по всему, именно эта справка стала причиной столь явного недоверия членов комиссии к предложениям и идеям заводского руководства. Впрочем, даже предсказывать сейчас, чем закончится эта история, – еще слишком рано. Пока же самые доверенные члены экологической комиссии отправились за границу – в один из австрийских городов, где довольно давно и очень успешно функционирует одни из немногих западных установок по сжиганию автопокрышек. Для изучения опыта, так сказать…
Сейчас достоверно известно только одно – следующее заседание комиссии состоится 25 января, а окончательные выводы должны быть оглашены 1 марта.