Производство полимеров в нашей стране все в большей степени расходится с потребностями рынка, исправление этой ситуации не заложено в инвестиционные планы ведущих поставщиков.

Несмотря на тяжелые конъюнктурные потрясения, российский полимерный рынок продолжает расти как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в прошлом, так и в этом году. И хотя многие участники рынка испытывают серьезные проблемы, рост продолжится и дальше. Однако настроения как производителей, так и переработчиков, далеко не радужные — определенности нет. Главный вопрос в том, чем следует считать нынешнее конъюнктурное оживление — послекризисным «отскоком от дна» или же уверенным возвратом на траекторию взлета ракеты, по которой российская полимерная отрасль двигалась на протяжении предкризисных лет. Те, кто уверены в первом, готовятся затянуть пояса еще туже и думают, как подготовиться к новому ухудшению конъюнктуры. Оптимисты отрасли ждут возвращения тучных лет с легкой отдачей инвестиций и низкой конкуренцией на быстрорастущем рынке. Ошибаются и те и другие.

Российский полимерный рынок не «провалился» и не провалится подобно строительному и автомобильному, но и того, что было раньше, больше не будет. На наших глазах формируется новая архитектура российского полимерного рынка, рождаются новые тренды, от следования в русле которых зависит успех бизнеса как переработчиков, так и производителей полимеров. Детально эти проблемы будут обсуждаться участниками рынка на организованном консалтинговой компаниeй Creon форуме «Полимеры России» 7 октября 2010 года, но ключевые положения понятны уже сейчас. Приглядимся к ним.

Кушать хочется всегда
Традиционные движители внутреннего спроса на полимерную продукцию в России — пищевая, упаковочная индустрия и ритейл, а также строительство. Роль машиностроения и, в частности, автопрома в формировании спроса на полимеры в России, в отличие от многих зарубежных стран, пока незначительна. Потребность пищевиков и ритейлеров в полимерных пленках, пакетах и иной упаковке связана с динамикой массового потребительского спроса, тогда как рынок полимерной продукции строительного назначения (пластиковые трубы, оконные профили и листы, изоляционные материалы и т. д.) в большей степени зависит от инвестиционной активности государства и крупных частных компаний.

Кажется парадоксальным, что массовый потребительский спрос в стране растет на фоне сохраняющейся экономической неопределенности. Его двигают вперед несколько объективных факторов, слабо эластичных к социально-экономической конъюнктуре. Прежде всего, в России продолжает расти производство разнообразной пищевой продукции и кризисные тенденции только подстегнули активность инвесторов в этой сфере, поскольку других вариантов вложения финансовых средств с умеренными рисками, особенно, на региональных рынках, немного. Сокращение доходов населения также сместило потребительскую активность в сторону наиболее насущных вещей, что стимулирует рост потребления продовольствия внутри страны и продуктовый ритейл. Кроме того, в России продолжает расти численность наиболее активной в потребительском отношении возрастной когорты людей 25-35 лет. И, наконец, продолжается активная экспансия упаковочной культуры из столичных агломераций в российские регионы, в некоторых из которых «цивилизованный» ритейл с цивилизованной упаковкой стал одним из немногих видимых результатов экономического роста 2000-х годов.

Если потребительский спрос и рынок упаковки, развивающийся в стране уже полтора десятилетия, имеет видимые ограничения, то емкость инвестиционного спроса в строительстве кажется беспредельной. В то же время именно «инвестиционные» сектора переработки полимеров позднее остальных оправляются от кризиса. Причины банальны — строительство в России оживает крайне медленно и преимущественно стараниями государства. Например, производители полимерных труб не скрывают, что главным двигателем рынка, этой весной сошедшего с мертвой точки, стали газификация и крупномасштабные федеральные стройки: Олимпиада в Сочи, саммит АТЭС, строительство жилья для военнослужащих и пострадавших от пожаров и т. д. Но все эти проекты имеют близкие сроки реализации, удастся ли к этому времени государству и бизнесу расшевелить коммерческий сектор строительства, пока неясно.

Переработка проблем
Нынешняя ситуация на полимерном рынке России подавляющим большинством переработчиков оценивается как сложная, несмотря на рост рынка. Главная причина этого — резкий, почти до докризисного уровня рост цен на основные полимеры (см. график 1), а это 70-80% себестоимости изделий. Полностью переложить это бремя на конечных потребителей переработчики не могут. Результатом является снижение рентабельности, что особенно болезненно на рынках с высокой конкуренцией, вроде полиэтиленовых пакетов. Однако даже для более устойчивых сегментов переработки полимеров ценовые «американские горки» являются проблемой, затрудняющей финансовую деятельность, не говоря об инвестиционных планах.

Проведенное Creon изучение мнения переработчиков выявило тревожные тенденции. Из-за нестабильной ценовой ситуации внутри страны многие компании приняли решение увеличить закупки импортного гранулята — цены на него выше российских, но более предсказуемы. Кроме того, в России нет стабильного производства таких видов полимерного сырья как линейный полиэтилен, а по трубным маркам наблюдается устойчивый дефицит. Многие переработчики уже сейчас работают по долгосрочным импортным контрактам, тогда как другие стремятся к ним перейти. Закупки же российского сырья по прямым контрактам с производителями подавляющему большинству отечественных переработчиков недоступны, они вынуждены работать с трейдерами, либо экстренно скупать спотовые объемы на рынке. Если производители полимерных труб не знают, как наполнить портфель заказов, то производители массовой продукции — как эти заказы выполнить, оставшись хоть с какой-то прибылью.

Все это не способствует количественному и качественному прогрессу российского полимерного рынка. Ряд потребителей полимерной продукции из-за непредсказуемого роста цен сокращают заказы, либо оплачивают их не полностью, обострение конкуренции и ухудшение финансовой ситуации вынудило многих мелких и средних переработчиков покинуть рынок, выросли закупки готовой продукции, прежде всего, пленок, за рубежом. Последнее обстоятельство в перспективе означает падение переработки полимеров внутри страны, возвращение к модели рынка «завозим все». Неготовность потребителей закупать более дорогую продукцию ограничивает технологическое развитие отрасли, в частности производители прогрессивной термоусадочной полиолефиновой пленки сетуют на низкий спрос из-за присутствия на рынке более дешевых пленок из ПВХ.

Русское ценовое чудо
Удивляющий многих ценовой парадокс, при котором вслед за вводом новых мощностей и увеличением предложения выросли цены, имеет достаточно прозаичное объяснение. По мнению главы Creon Фареса Кильзие, марочный ассортимент продукции отечественных производителей полимеров, в первую очередь, полиолефинов, все в большей степени расходится с потребностями рынка, причем инвестиционная активность в отрасли только усугубляет эту тенденцию. В результате рынок российских полимеров, идущих на переработку внутри страны, является устойчиво дефицитным. Пользующиеся ограниченным спросом в России марки, в частности, пленочные, активно экспортируются, что завышает их цену внутри страны. Более востребованные и дорогие остаются у российских переработчиков и вмести с импортом задают ценовую конъюнктуру (см. график 2). Наращивание экспорта преследует две задачи — формирование устойчивого и крупного канала сбыта и восстановление позиций на международном рынке, с которого российские поставщики фактически ушли в предыдущие годы.

Внутри страны производители полимеров стремятся работать напрямую с крупнейшими переработчиками, а также с корпоративно и регионально дружественными компаниями. Несмотря на то, что многие поставщики полимеров имеются собственные перерабатывающие мощности и отмечается тренд на интеграцию производителей и переработчиков в рамках единых бизнес-структур, планов по увеличению присутствия на рынке полимерных изделий у них нет.

К нынешнему уровню цен на рынке поставщики, в отличие от переработчиков, относятся прагматично, ориентируясь на импортный паритет. Претензии же по узости марочного ассортимента объясняются узостью самого российского полимерного рынка, его качественной неразвитостью — производить для нескольких производителей малые в промышленных масштабах объемы востребованного ими сырья компаниям нерентабельно. Начинать же производство с ориентацией на внешний рынок поставщики не рискуют и не хотят рисковать — инвестиционные планы предполагают, прежде всего, экстенсивное наращивание производства стандартных и все менее востребованных внутри страны марок.

Кто сдвинет рынок?
Большинство инициатив, касающихся качественного развития полимерного рынка России, должны исходить от переработчиков, как их реализаторов. Заинтересованность в инновационном продвижении в этой области есть и у государства. В то же время выделяемые властями финансовые ресурсы и различные формы институциональной поддержки касаются преимущественно предприятий-производителей, поскольку инвестиционные и лоббистские ресурсы переработчиков невелики. Но в состоянии ли производители сами успешно решать проблемы непрофильного для себя бизнеса? Они пытаются стимулировать развитие переработки путем покупки перерабатывающих активов («Биаксплен»), либо путем создания собственных мощностей по переработке полимеров, но объясняют это скорее желанием производить продукцию с большей добавленной стоимостью, сразу пристроить объемы продукции, которая трудно реализуется и избавить себя от этой головной боли. Поэтому неудивительно, что эта продукция не отличается сложностью и инновационной нагрузкой.

Основные перспективы качественного развития российского полимерного рынка связаны с индустрией стройматериалов и автопромом. Фарес Кильзие уверен, что заниматься ими — не дело производителей полимеров, которые от всего этого крайне далеки. Это должны делать переработчики. Для их консолидации необходимо укрупнение игроков рынка полимерных изделий путем слияний и поглощений, которые как раз сейчас облегчаются посткризисной ситуацией. Но подавляющее большинство участников рынка не видят себя героями-консолидаторами, ссылаясь на дефицит средств и бесполезность такой затеи. Между тем, только крупные переработчики в состоянии сформировать спрос на новые марки полимеров, который российские нефтехимики затем будут стремиться удовлетворить. Такое догоняющее импортзамещение — наиболее распространенная стратегия выстраивания рынка новой для страны продукции.

Сейчас российский полимерный рынок все в большей степени склоняется к такой модели развития, однако чтобы она принесла те результаты, которых от него ждет государство и участники рынка, консенсус поставщиков полимеров и большинства крупных переработчиков должен быть устойчивым. Однако в российском бизнес-сообществе баланс интересов почти всегда крайне шаткий и хорошо, если держится хотя бы несколько лет. Те из участников рынка, кто почувствует этот баланс и будет его поддерживать, останутся в отрасли, бизнес остальных имеет небольшие шансы на выживание.

Влас Рязанов,
директор информационно-аналитического департамента Creon

Напоминаем, III Международный форум «Полимеры России 2010» состоится 7 октября 2010 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Получить подробную информацию о мероприятии Вы можете по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creon-online.ru.