Операционный директор бизнес-подразделения "Полимерные мембраны" корпорации "ТехноНИКОЛЬ" Евгений Спиряков о том, почему инновационную продукцию выгоднее производить за границами России.

Сегодня много говорится о стимуляции инновационного, производственного бизнеса. Мы имеем к этому прямое отношение: производим современный гидроизоляционный продукт для плоских кровель больших площадей — полимерные мембраны. Благодаря новейшим разработкам в области полимерных технологий ПВХ-мембраны становятся самыми востребованными материалами на рынке кровельных гидроизоляционных систем. В Европе доля применения ПВХ-мембран достигает 30% от общего объема кровельных и гидроизоляционных материалов. Они быстро монтируются и при правильной эксплуатации лежат практически вечно. В общем, мечта инвестора.

Мы первые на российском рынке запустили завод полного цикла переработки по производству ПВХ-мембран. На данный момент у нас две производственные линии общей мощностью 20 млн кв. м в год. Завод находится в Рязани и обеспечивает местное население рабочими местами. Казалось бы, мы и есть тот самый инновационный бизнес, который надо поддерживать.

К сожалению, ситуация не так оптимистична. Основной сырьевой компонент для ПВХ-мембран — это суспензионный ПВХ. В настоящий момент объем внутреннего потребления С-ПВХ на российском рынке значительно превышает объем установленных мощностей российских производителей. По данным исследования компании Inventra, общее потребление ПВХ-сырья в России за 2013 год составило чуть менее 1 млн т, а собственное производство — только около 530 тыс. т. Получается, что существующий спрос на российском рынке покрывается импортом, который обеспечивает около половины потребления С-ПВХ. Даже с учетом запуска большого завода компании "Русвинил" мощностью 300 тыс. т в Кстово значительный дефицит сырья сохранится в перспективе ближайших трех—пяти лет.

В условиях дефицита было бы логично насытить рынок хотя бы импортным сырьем, не облагая его дополнительными пошлинами, чтобы российские переработчики ПВХ могли развиваться. Ведь именно мы создаем большую часть добавленной стоимости в конечной продукции, а государственная политика нацелена на защиту российского производителя. Но на практике мы наблюдаем обратную картину. В России установлена десятипроцентная пошлина на ввоз ПВХ-сырья. Скорее всего, намерения были хорошими: защитить российских производителей ПВХ, чтобы вырастить свою промышленность. Но в итоге дефицит внутреннего предложения ПВХ-сырья делает российские производства зависимыми от европейских поставщиков.

Получается, что из-за высоких пошлин на сырье выгоднее импортировать готовую продукцию из-за рубежа, чем заниматься здесь глубокой переработкой импортного ПВХ.

Есть примеры пошлин, которые нельзя объяснить даже защитой отечественного производителя. Мы столкнулись с этим на примере пластификаторов, которые мы применяем при производстве ПВХ-мембран,— в России они не выпускаются. Несмотря на это даже на них установлена пошлина 5%. Мы обращались по этому поводу в комиссию по торговым пошлинам, но наш запрос отклонили.

До последнего времени нам удавалось экспортировать свои материалы в страны Европейского союза. Но с 1 января 2014 года Европейский союз стал применять дополнительную пошлину к товарам, произведенным в России, по коду ТН ВЭД 39 "Полимеры". Пошлина составляет 6,5%, и это без учета того факта, что до этого к стоимости нашего продукта уже были добавлены пошлины за ввоз сырья. Сложилась парадоксальная ситуация: мы инвестировали в инновационное производство, но мировой рынок ПВХ-мембран для нас закрыт из-за пошлин собственного государства. Мы продолжаем экспортную деятельность только на рынок стран Таможенного союза.

Европейский рынок в четыре раза больше российского. Если вдруг позиция правительства изменится, российские производители могут занять существенную долю на этом рынке и удвоить свое производство. Однако вместо того, чтобы выходить со своей инновационной продукцией на экспортные рынки, Россия сегодня сама импортирует ПВХ-мембраны. Около 30% мембран, потребляемых в России, ввозится из-за границы. Оборот рынка на сегодняшний день составляет около 5 млрд руб. Мы ожидаем, что к 2020 году он может составить 12 млрд руб. Если государство обратит внимание на этот рынок, у нас есть шансы сделать его полностью российским и, возможно, выйти на экспорт.

Источник: Ъ