Постановление, изменяющее порядок продаж природного газа через биржу на внутрироссийском рынке, принято правительством 17 августа. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность подтвердили представители ФАС и аппарата правительства.

Максимальный объем, который по нерегулируемым ценам могут продавать «Газпром» и аффилированные с ним лица внутренним потребителям, увеличен до 25 млрд куб. м в год, говорится в постановлении правительства. Кроме того, постановление отменяет принцип паритета между «Газпромом» и независимыми производителями.

«Газовой отрасли нужно переходить от госрегулирования к рыночным отношениям в сфере поставок газа», – прокомментировал решение через своего представителя руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Изменения, по его словам, дадут потребителям возможность дополнительно закрывать потребности в газе, приобретая его на бирже по свободным ценам. Также поправки позволяют увеличить продажу газа на бирже, что обеспечит постоянную ликвидность торгов для дальнейшего перехода к ценообразованию с применением биржевых котировок, считает Артемьев.

До сих пор максимальные продажи газа через биржу были ограничены 35 млрд куб. м в год, но предполагалось что на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) торговать будут все производители газа. Квота «Газпрома» была 17,5 млрд куб. м (50%), чтобы соблюсти принцип паритета между госкомпанией и независимыми поставщиками, крупнейшие из которых – «Роснефть» и «Новатэк».

Но на практике активно в продажах участвовал только «Газпром», для которого биржа – возможность реализовать хотя бы часть газа на внутреннем рынке по нерегулируемой цене. Независимые производители свою квоту никогда не выбирали, аргументируя это тем, что у них нет для этого свободного, незаконтрактованного газа. В 2018 г., например, общий объем продаж газа на СПбМТСБ составил 15,13 млрд куб. м, из которых на «Газпром» пришлась большая часть – 13,6 млрд куб. м (89,9%). Доля крупнейших независимых игроков, «Роснефти» и «Новатэка», составила 6,6 и 3% соответственно.

Увеличение квоты для «Газпрома» и отмена паритета обсуждаются давно. ФАС принципиально поддерживала эту концепцию, видя развитие биржи обязательным шагом на пути к полной либерализации внутреннего рынка газа.

Независимые поставщики, в частности «Роснефть» и «Новатэк», выступали против отмены паритета. ФАС предлагала обязать независимые компании продавать минимум по 10% их газа на бирже, а «Газпром» – 6% от производства.

Увеличение квоты «Газпрома» до 25 млрд куб. м в год фактически означает, что компания сможет продавать через биржу на 42% больше газа, чем раньше. Но без участия независимых производителей это все равно не даст торгам через СПбМТСБ достаточной ликвидности. Чтобы рассматривать биржевой газовый индекс как объективный, через открытые торги – в оптимальном сценарии ФАС – должно продаваться не менее 10% внутреннего рынка, также должно быть не менее двух продавцов, а сами торги должны проводиться регулярно и равномерно. Даже если «Газпром» будет выбирать обновленную квоту полностью, это составит лишь около 5%. В 2018 г. общее потребление газа в России оценивалось в 493 млрд куб. м, говорится в материалах концерна.

«Так лучше, чем было, – комментирует изменения представитель «Газпрома». – Но вообще квота смысла не имеет». Роста доли на внутреннем рынке это «Газпрому» не даст, уверен он, а приведет только к незначительному перераспределению продаж. Доля «Газпрома» вырастет максимум на 1–2% от текущего уровня – около 55%, делится расчетами директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

«Газпром» – основной продавец и покупатель газа на бирже, поэтому увеличение квоты для него приводит к снижению развития конкуренции и не обеспечивает достижения главной цели биржи – установления независимого индикатора цены, уверен представитель «Новатэка». Президент поручил создать равные экономические условия для всех участников российского газового рынка, напоминает он, только при полном выполнении этого поручения возможно развитие полноценного конкурентного рынка газа, включая биржевую торговлю. Представитель «Роснефти» не ответил на запросы.

Это решение давно перезрело, категоричен замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Пока оно принималось, ситуация на внутреннем рынке газа изменилась, говорит он: добыча газа крупнейшими независимыми производителями для российских потребителей падает второй год подряд, они не могут самостоятельно выполнять даже заключенные контракты и вынуждены договариваться с «Газпромом» о закупках газа в свой портфель и уступать потребителей.

Если квоту совсем отменить, рынок стал бы гораздо более конкурентным, считает Маринченко: цены на газ в большей степени отражали бы реальный баланс спроса и предложения, могли бы сильно отличаться в зависимости от региона и от сезона. Но правительство на это, вероятно, не пойдет, чтобы не обидеть «Роснефть» и «Новатэк», у которых в отличие от «Газпрома» нет избыточных производственных мощностей, признает Маринченко. Также оно не хочет неопределенности, как с ценами на топливо, резюмирует он.