Работа почти 150 сотрудников министерства финансов и других ведомств, которой руководит Gus O'Donnell, один из наиболее компетентных представителей администрации, ведется уже в течение значительного времени, однако в прессу сведения о ней просочились только 15 августа. Входящие в эту группу эксперты должны дать ответ на пять основных вопросов, сформулированных министром финансов еще в 1997 году:
- Отмечается ли совпадение циклов у экономики Великобритании и других европейских стран?
Достаточно ли эластична экономическая система, чтобы самостоятельно справиться с переходом на иную валюту?
Каким будет влияние евро на инвестиции?
Каким образом повлияет переход на евро на сферу финансовых услуг?
Будет ли это решение полезным для рынка рабочей силы?
Четыре года тому назад ответ на три из пяти вопросов был негативным, в том числе по причине разной величины банковских процентных ставок (3 % - в Европе, 7 % - в Великобритании) и экономического цикла, отличного от континентального. Неготовность демонстрировал и рынок труда - в связи с недостатками в образовании англичан. Хотя евро позволял гарантировать увеличение иностранных инвестиций, Браун в то время пришел к убеждению, что «переход на единую валюту невозможен».
На сей раз исследование может дать иные результаты: по сравнению с 1997 годом торговый оборот ( и степень экономической взаимозависимости) с континетальной Европой возросли. Уже к исходу 90-х было ясно, что лондонский Сити толко выиграет от вступления в единство евро, его стимулирующая роль на финансовом рынке Евросоюза лишь усилилась бы. В то время как нынешний высокий курс фунта по отношению к евро негативно сказывается на британской экономике, переход на евро снизил бы курсы обмена валют и способствовал бы выравниванию цен в Великобритании и на континенте.
Если тест на готовность к евро , основанный на составлении сотен сложных макро- и микроэкономических аналитических отчетов, не в полной мере доступных пониманию среднестатистического потребителя результатов вычислений, принесет позитивные результаты, это может значительно ускорить принятие премьером Тони Блэром решения о проведениии референдума о вхождении Великобритании в сообщество евро. По информации "Financial Times”, Блэр подумывает об организации референдума осенью 2002 года или весной 2003 года. Кроме того, Блэр, как и Браун, хочет посмотреть, к чему приведет введение в оборот наличного евро в 12 странах евро-зоны. Единая валюта начнет вытеснять марки, лиры, франки уже начиная с нового года и целиком заменит их уже 28 февраля 2002 года.
Некоторые аналитики сомневаются, однако, ускорят ли тестовые результаты назначение референдума. « Самым важным вопросом является то, в какой мере повышенный интерес к этим пяти известным вопросам отражает энтузиазм Гордона Брауна по вхождению в евро», - пишет Neil Collins из консервативного "Daily Telegraph".«Результатом этой работы станет книга, достаточно толстая, чтобы выглядеть впечатляюще, но не содержащая выводов, позволяющих склониться к принятию того или иного решения. (...) Евро уже не значится в списке первоочередных задач Брауна», - подчеркивает аналитик. По его мнению, важнее для Брауна призрак рецессии, снижающихся доходов населения и, следовательно, хлопот с финансированием амбициозной программы финансирования образования и службы здоровья, которую лейбористы декларировали во время последних выборов.