Интерес отечественных компаний к производству меламина велик, у бизнеса хорошие перспективы, стратегии выхода на мировой рынок уже разрабатываются

В конце ноября 2011 года в Москве состоится Международная конференция Creon «Меламин 2011». Конференция Creon, посвященная рынку меламина, является единственной в мире международной площадкой для обсуждения проблем развития отрасли. За годы проведения конференции меламин из второстепенного для российского рынка и малоизвестного химического продукта превратился в важную товарную позицию, которая находится в фокусе внимания многих игроков. Масштабы использования меламина постоянно расширяются, меламиновые смолы уверенно вытесняют эпоксидные смолы и смолы на основе фенола. Сейчас всех участников отрасли интересует то, какое место Россия займет на мировом рынке меламина и как скоро это случится. В конце этого года будет запущен первый завод по производству меламина в России компании «Еврохим». Однако еще ряд игроков всерьез рассматривают создание новых импортозамещающих мощностей по выпуску этого продукта, а «ГродноАзот» и «ТольяттиАзот» уже готовят площадки к монтажу оборудования. Пока неясно, включится ли в меламиновую гонку «Сибур», который располагает одним из наиболее технологически совершенных производств карбамида в СНГ.

На предыдущей конференции Creon два лицензиара, Borealis и Eurotechnika, начали предлагать технологии производства меламина, которыми располагают, и ведут активные переговоры с потенциальными инвесторами. Однако главный вопрос, который интересует всех – нужно ли в России в ближайшее время больше 2-3 производителей, если они ориентируются на потребности только внутреннего спроса? Если же нет, то сможет ли меламин стать новым экспортным продуктом российской химии? С одной стороны, дешевый природный газ, которым располагает Россия, способствует снижению цены на меламин, однако потребителям этого продукта важна не только цена, но и качество. Потенциально в мире может сформироваться три новых центра экспорта меламина – Тринидад и Тобаго (Helm), QAFCO и Россия. Однако свое слово еще не сказали крупные китайские игроки, например, Jade Elephant. Не определена пока стратегия и американской H.I.G. Capital, которая консолидирует выпуск меламина в США.

Однако технология производства меламина сложна и требует больших усилий в освоении даже от ведущих западных компаний. Кроме того, самостоятельный выход на мировой рынок новых игроков затруднен, и успех продаж зависит от того, по какой схеме они будут осуществляться. Какие формы может принять партнерство российских инвесторов меламиновых проектов и их зарубежных коллег? Согласятся ли российские компании работать по схеме off-take или будут искать сближения с глобальными трейдерами? Много ли новых конкурентов появится у них в ближайшее время? Для производителей карбамида выпуск меламина всегда будет побочным бизнесом, хотя и достаточно прибыльным в отдельные годы, но это не останавливает многие компании, особенно, азиатские, от инвестиций в соответствующие проекты. Насколько уверенно будут чувствовать себя российские компании в таком окружении?

Много вопросов вызывает и нынешняя конъюнктура мирового рынка меламина и карбамида. Высокие цены на карбамид уже привели к тому, что целый ряд компаний отказались от его переработки в меламин, поскольку не видят в этом большой финансовой целесообразности. Какие долгосрочные последствия для отрасли может иметь такая ситуация и возможно ли возникновение глобального дефицита меламина из-за торможения ряда инвестиционных проектов? Так или иначе, судьба мирового меламинового рынка сейчас в руках европейских компаний и от того, какую позицию они займут, на кого сделают ставку, зависит конфигурация отрасли в ближайшие годы. На предстоящей конференции Creon встретятся ведущие игроки глобального рынка, которые и дадут ответы на все эти вопросы.

Напоминаем, что VI Международная Конференция «Меламин 2011» состоится 21 ноября в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Мероприятие является уникальной конференцией в России по данной тематике и одной из ключевых площадок для обсуждения вопросов, связанных с производством, торговлей и использованием меламина в мире. Компания «Креон» приглашает всех игроков рынка к активному обсуждению актуальных проблем меламиновой отрасли. Дополнительную информацию и программу мероприятия можно узнать по тел.: +7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creon-online.ru.