Прошел год с того момента, как в России был введен налог на добавленную стоимость лекарственных препаратов. По мнению специалистов, введение налога привело к повышению цен и увеличению объема фальшивых лекарств на российском рынке.

В 2000 году по инициативе правительства был принят федеральный закон, устанавливающий введение НДС в размере 20% на медицинскую продукцию. Позднее его вступление в силу было отсрочено до 1 января 2002 года. А 20 декабря 2001 года Государственная Дума РФ внесла поправки в проект федерального закона, согласно которым ставка НДС снижается до 10%. Специалисты изначально прогнозировали, что закон приведет к повышению цен на отечественные лекарства на 4-6%, а цены на импортную лекарственную продукцию вырастут еще значительнее. Многие говорили о возможном снижении спроса и увеличении числа фальсификатов.

Однако правительство рассчитывало на налоговые поступления в сумме 6–9 млрд рублей. Эти деньги предполагалось использовать для финансирования социальных программ, в том числе для повышения заработной платы работникам здравоохранения.

В конце марта в Государственной Думе состоялась конференция «Год жизни с НДС на лекарства». Депутаты и другие участники обсуждения пришли к выводу, что решение о введении НДС не оправдало себя: произошел рост цен на медицинские препараты, ожидаемые отчисления в бюджет оказались скудными.

Цены на лекарственные средства повышались на продолжении всего 2002 года (только в январе стоимость лекарств увеличилась в среднем на 10,6%). Из-за повышения цен на медицинские препараты потребление лекарств малообеспеченными слоями населения снизилось. Об этом, в частности, свидетельствуют цифры: ежегодно из государственного бюджета на компенсации по бесплатным и льготным покупкам лекарств гражданами должно выделяться не менее 10 млрд рублей (по данным 2001 года, то есть до введения НДС и подорожания лекарств), в 2002 году на эти цели было выделено 4,5 млрд рублей. Малообеспеченные граждане вынуждены покупать препараты по полной стоимости, либо отказываться от приобретения необходимых лекарственных средств. В связи с этим было высказано мнение, что увеличение смертности в России в 2002 году связано напрямую с подорожанием лекарственных средств.

Участники конференции также отметили, что произошло значительное сокращение сектора отечественных препаратов на российском фармрынке. Согласно отчету Счетной палаты РФ о проверке фармацевтических предприятий в отношении уплаты ими налогов(анализировалась ситуация на всех государственных предприятиях, контролируемых министерством промышленности и науки; их продукция составляет почти половину российского производства лекарственных средств) шесть крупнейших федеральных унитарных предприятий перечислили в федеральный бюджет за 9 месяцев 2002 года НДС в сумме 9,7 млн рублей. За тот же самый период по причине роста цен на лекарства и падения их сбыта объем производства этих предприятий сократился на 7% (это повлекло сокращение и налогооблагаемой базы), в результате убытки этих производителей составили 14 млн рублей.

В невыгодной экономической ситуации оказались не только производители, но и фирмы, осуществляющие торговлю лекарствами. В 2002 году произошло сокращение легального ввоза лекарственных препаратов из-за рубежа, увеличился импорт лекарств через «офшорные компании-однодневки», под прикрытием чего в Россию поставляются поддельные лекарственные средства. По мнению специалистов, за время действия закона о НДС на лекарства объем нелегального рынка медицинских препаратов увеличился с 5 – 7% до 15%.