«Аммоний» может столкнуться со сложностями при реализации карбамида с нового производства. Из-за расположения завода затраты на его транспортировку сделают поставки экономически нерентабельными, считает глава компании «Метапроцесс» Кирилл Лятс.

Он отметил, что Россия в настоящее время экспортирует 75% карбамида. При этом окупаться могут только поставки с заводов, расположенных близко к портам. «Хотя потребность в карбамиде растет, порты являются узким горлом. А поставки продукции по железной дороге „убьют“ всю экономику проекта», — считает он.

По его словам, речным транспортом поставки из Татарстана могут осуществляться по Волге к Каспийскому морю. В данном случае рынком сбыта мог бы стать Иран, но в этой стране существуют свои мощности по карбамиду. По водной магистрали Волга-Дон-Азовское море могут эксплуатироваться корабли класса река-море, имеющие ограничения по тоннажу, что не позволит выйти в Черное море и, соответственно, достичь рынка Турции. Как отмечает К.Лятс, осуществлять отгрузки продукцию в Румынию не имеет смысла, так как в стране профицит мощностей по карбамиду, а Болгария ранее уже закрыла два завода по выпуску карбамида.

Учитывая то, что в проекте участвуют японские и китайские компании, рынком сбыта могли бы стать азиатские рынки, в частности, Китай. Эта страна является лидером по производству карбамида. Китай наращивает производство этой продукции из угля по технологии «уголь в жидкость» (coal-to-liquids; CTL).

Однако при поставках в Китай затраты на перевозку карбамида будут слишком высокими, что сделает реализацию продукции нерентабельной. К.Лятс отметил, что в настоящее время на Балтике карбамид стоит порядка 170 евро за тонну, при этом его себестоимость может превышать 100 евро. «Поэтому везти этот достаточно дешевый продукт на большие расстояния экономически нецелесообразно», — считает он.

Аналитик «ВТБ Капитал» Кевин Уайт также отмечает, что расположение нового производства менее выгодно, чем у «УралХима» и «Акрона». «Насколько оно будет конкурентоспособным, будет зависеть от цены на газ и, самое главное, затрат на транспортировку», — отметил эксперт.

Вместе с тем Михаил Пак из «Атона» отмечает, что мощности существующих игроков на рынке аммиака и карбамида, в частности, «Тольяттиазота, строились еще в советские времена, и к 2015–2016 годам они будут проигрывать новому производству, пишет Rupec.ru. При этом с ростом цен на газ в России все большее значение будет играть энергопотребление, поэтому новые современные мощности будут более конкурентоспособны, чем существующие. По его мнению, продукция нового производства может поставляться в Китай, Европу, Азию, Казахстан, а также реализовываться на внутреннем рынке.

Напомним, что Россия, Япония и Китай подписали трехстороннее соглашение о строительстве на территории Татарстана завода по производству аммиака, метанола и азотных удобрений