«Аммоний» может столкнуться со сложностями при реализации карбамида с нового производства.
Он отметил, что Россия в настоящее время экспортирует 75% карбамида. При этом окупаться могут только поставки с заводов, расположенных близко к портам. «Хотя потребность в карбамиде растет, порты являются узким горлом. А поставки продукции по железной дороге „убьют“ всю экономику проекта», — считает он.
По его словам, речным транспортом поставки из Татарстана могут осуществляться по Волге к Каспийскому морю. В данном случае рынком сбыта мог бы стать Иран, но в этой стране существуют свои мощности по карбамиду. По водной магистрали
Учитывая то, что в проекте участвуют японские и китайские компании, рынком сбыта могли бы стать азиатские рынки, в частности, Китай. Эта страна является лидером по производству карбамида. Китай наращивает производство этой продукции из угля по технологии «уголь в жидкость» (
Однако при поставках в Китай затраты на перевозку карбамида будут слишком высокими, что сделает реализацию продукции нерентабельной. К.Лятс отметил, что в настоящее время на Балтике карбамид стоит порядка 170 евро за тонну, при этом его себестоимость может превышать 100 евро. «Поэтому везти этот достаточно дешевый продукт на большие расстояния экономически нецелесообразно», — считает он.
Аналитик «ВТБ Капитал» Кевин Уайт также отмечает, что расположение нового производства менее выгодно, чем у «УралХима» и «Акрона». «Насколько оно будет конкурентоспособным, будет зависеть от цены на газ и, самое главное, затрат на транспортировку», — отметил эксперт.
Вместе с тем Михаил Пак из «Атона» отмечает, что мощности существующих игроков на рынке аммиака и карбамида, в частности, «Тольяттиазота, строились еще в советские времена, и к 2015–2016 годам они будут проигрывать новому производству, пишет Rupec.ru. При этом с ростом цен на газ в России все большее значение будет играть энергопотребление, поэтому новые современные мощности будут более конкурентоспособны, чем существующие. По его мнению, продукция нового производства может поставляться в Китай, Европу, Азию, Казахстан, а также реализовываться на внутреннем рынке.
Напомним, что Россия, Япония и Китай подписали трехстороннее соглашение о строительстве на территории Татарстана завода по производству аммиака, метанола и азотных удобрений