На днях в Бухаресте подписана совместная декларация «О поддержке развития проекта AGRI» (Azerbaijan–Georgia–Romanian Interconnector Прим. ред). Документ подписали министры энергетики Азербайджана и Румынии - Натиг Алиев и Андрей Доминик Герей, а также замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили.

Проект AGRI включает транспортировка газа из азербайджанского сектора Каспийского бассейна в грузинский черноморский терминал Кулеви (между портами Поти и Батуми). Здесь планируется запуск LNG-завода, откуда продукция будет поступать в терминал, расположенный в румынском порту Констанца. Годовая мощность терминалов в Кулеви и Констанце по сырью составит максимум 8 млрд кубометров. 

Участники проекта AGRI – SOCAR (Азербайджан), Корпорация нефти и газа Грузии, Romgaz (Румыния) и MVM (Венгрия). Они же входят в СП для  реализации этого проекта (действует с февраля 2011 г. – «SC AGRI LNG ProjectCompany SRL»). Его инвестиционная стоимость достигает минимум 5 млрд евро.  

Согласно заявлению министра энергетики Румынии Доминика Герея, «мы хотим совместно продвигать AGRI в Европейской комиссии для включения его в список проектов, представляющих  интерес для Европейского фонда стратегического инвестирования. Проект AGRI может стать компонентом «Южного газового коридора» (включающего поставки в западный регион экс-СССР и зарубежную Европу из Азербайджана и Туркменистана, в обход территории РФ. Проект данного коридора инициирован Евросоюзом Прим. ред), а также внести важный вклад в обеспечение энергетической безопасности Европы». 

Эти проекты одобряют в США. Министр энергетики Соединенных Штатов Эрнест Мориц заявил в конце апреля с.г., что США «полностью поддерживают планы по обеспечению поставок каспийского газа как альтернативного источника топлива в Европу. Еврокомиссия выдвинула чувствительные возражения в области энергетической безопасности, касающиеся, в том числе, диверсификации поставок энергоносителей в Европу».

А для транзита нефти Азербайджан снова использует нефтепровод Баку-Кизляр-Тихорецк-Новороссийск и Новороссийский  порт (после перерыва в конце 2013 – начале 2014 гг.). Как пояснил обозревателю RCC эксперт по вопросам нефте- и газоэкспортной политики Азиз Гусейнов (Азербайджан), «стороны в середине февраля 2014 г. подписали новое соглашение, предусматривающее возобновление перекачки нашей нефти через Новороссийск. Основная часть азербайджанской нефти перекачивается через Джейхан, но для  Азербайджана по-прежнему важен маршрут Баку-Новороссийск в долгосрочном плане». 

По данным азербайджанской SOCAR, экспорт нефти за январь-июнь 2015 г. составил 11 406,893 тыс тонн. В том числе, в Новороссийский порт было доставлено 678,046 тыс тонн, в грузинский порт Супса – 1 524,900 тыс тонн,  турецкий Джейхан – 9 203,947 тыс тонн.