Российский экологический оператор (РЭО, г. Москва, Минприроды) предлагает с 1 сентября отказаться от пластиковой упаковки для цветов. Организация уже разослала свои рекомендации в региональные органы управления образованием, а также направила в «Деловую Россию». Сейчас в школах учится почти 17 млн детей — если все ученики только первых классов придут с упакованными цветами, на свалках может оказаться 19 т отходов. Одномоментный отказ от такой обертки для цветов невозможен, но поэтапный переход к экологичным материалам вполне реален, сообщается в пресс-релизе РЭО со ссылкой на публикацию «Известий».

«1 сентября — трепетный и важный день для многих граждан. Но также это один из самых популярных дней для цветочных магазинов. Букеты, как правило, оборачивают в пластиковую упаковку, сделанную из полипропилена», — сказал глава РЭО Денис Буцаев.

По его словам, хотя этот материал теоретически можно и переработать, в реальности сделать это практически невозможно: упаковка перед тем, как ее отправят в бак для вторсырья, должна быть чистой и сухой. Загрязненная же она не подлежит переработке, пояснил Денис Буцаев, а сроки разложения пластика исчисляются десятками лет.

«Пластиковая обертка для цветов — это то, что 100% идет на полигон. То есть букет простоит четыре дня, а упаковка пролежит на свалке четыре сотни лет. Каждый покупатель должен решить для себя, стоит ли оно того», — поддержал инициативу исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

Хотя инициатива полезна, ее будет непросто воплотить в жизнь, считает член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Необходимо искать замену неэкологичной упаковке, но это может привести к подорожанию букетов, отмечает plastinfo.ru.

Запросы в Минпросвещения и Минобрнауки

В Национальной ассоциации цветоводов предложение поддержать не готовы. Крупные производства отрасли сегодня оборудованы всем необходимым не только для выращивания растений, но и для их упаковки, сказал глава организации Алексей Антипов.

«Такое упаковочное оборудование стоит миллионы долларов, а нам фактически предлагают выбросить его на помойку. Это огромные финансовые потери для наших производителей», — пояснил он.

Также Алексей Антипов не исключил, что мера может повлечь уход предпринимателей из отрасли. Но, возможно, отказ от пластиковой упаковки приживется в магазинах, реализующих цветочную продукцию, допустил он.

По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, инициатива вполне реализуема, поскольку уже сейчас пластиковая упаковка для цветов встречается в разы реже, чем еще пару лет назад. Чаще всего теперь используют яркую цветную бумагу или биоразлагаемые материалы.

«Мы видим актуальность такой экоповестки в ритейле: компании избавились от некоторых видов пластика, используют перерабатываемые материалы, и сами покупатели более осознанно подходят к вопросу — они не только товары, но и упаковку выбирают по признаку экологичности», — рассказал Артем Соколов. Одномоментный отказ миллионов людей от вредной обертки для цветов вряд ли возможен, но поэтапный и постепенный переход вполне осуществим, считает Артем Соколов. 

По мнению создателя инвестиционной компании Klopenko Group Егора Клопенко, для этого следует вынести проблему экологичности упаковки для букетов в один из федеральных проектов, причем большую роль в достижении цели будут играть просветительская и информационная работа.

Отказываться от пластиковой упаковки правильно, но еще более разумно в принципе сокращать количество букетов на 1 сентября, считает член экспертного совета комитета по экологии Госдумы Наталья Беляева. Мало какому учителю нужно сразу 30 букетов — нести неудобно, да и ваз не хватает. А сваленные в одно ведро букеты утрачивают свою эстетическую функцию, перечеркивая работу флориста, отметила она. Поэтому стоит рассказывать родителям и педагогам о том, сколько неперерабатываемой упаковки образуется от таких подарков, как она вредит нашим городам и их окрестностям, как загрязняет почву и так далее, добавила Наталья Беляева.