Вице-президент «Роснефти» по внутреннему сервису Юрий Нарушевич, который отвечал за заказ и контроль исполнения работ по сейсморазведке, бурению и разработке нефтяных месторождений, в декабре 2018 года был уволен из компании. Об этом рассказал источник в «Роснефти» и подтвердили два ее менеджера. По их словам, Нарушевича сменил Андрей Чириков, который уже в январе в базе сотрудников числился вице-президентом по внутреннему сервису.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался от комментариев. С Нарушевичем и Чириковым связаться не удалось.
Нарушевич работал в «Роснефти» с 2006 года — сначала он возглавлял «РН-Бурение», а с 2014 года занял должность вице-президента головной компании по бурению, освоению и сервису (с апреля 2015 года стал вице-президентом по внутреннему сервису и вошел в правление компании). За полгода до отставки, 25 апреля 2018 года, Нарушевича вывели из правления «Роснефти», его сменила вице-президент по связям с госорганами, статс-секретарь Елена Завалеева.
Чириков, сменивший Нарушевича, начинал карьеру в 2004 году в компании «Севернефть», в конце 2011 года он перешел в структуры «Роснефти» на должность первого заместителя гендиректора ее газовой «дочки» — «РН-Пурнефтегаз». Летом 2012 года он возглавил одну из ведущих нефтедобывающих «дочек» «Роснефти» — «Ванкорнефть».
Чириков много лет работал вместе с экс-президентом «Роснефти» Эдуардом Худайнатовым, которого в 2012 году сменил Игорь Сечин. Они пересекались сначала в «Севернефти» (Худайнатов был совладельцем этой компании), а в 2014–2017 годах — в структурах Независимой нефтегазовой компании, которую Худайнатов создал после ухода из «Роснефти». С февраля 2017 года Чириков входит в состав аффилированных лиц «Роснефти». До последнего времени он был заместителем Нарушевича по внутреннему сервису, уточняют собеседники РБК.
Учитывая давнее знакомство Чирикова с Худайнатовым и его предшествующий опыт работы в «Роснефти», его можно считать доверенным лицом руководства компании, сказал партнер Ward Howell Рустам Бостанов. При этом кадровые ротации топ-менеджмента в «Роснефти» случаются часто, добавляет он. По мнению Бостанова, смена вице-президента по сервису может быть связана с изменением взаимоотношений «Роснефти» с подрядчиками, а также с продолжением консолидации сервисных активов в самой госкомпании. Осенью 2018 года подрядчики сообщили, что «Роснефть» предложила им отсрочить платежи за выполненные работы с ноября-декабря 2018 года на три-пять месяцев — до конца первого квартала 2019 года. Тогда источники говорили, что письма с такими предложениями от добывающих «дочек» «Роснефти» получили большинство крупных и средних подрядчиков, включая иностранные компании.
А после введения санкций США против российского нефтяного сектора в 2014 году «Роснефть» начала возвращать сервисные активы, которые ранее были проданы, и скупать новые, чтобы не зависеть от сторонних игроков и снизить необходимость в услугах иностранных подрядчиков. В феврале 2014 года госкомпания купила у ВТБ за $250 млн Оренбургскую буровую компанию, а в августе того же года приобрела российские и венесуэльские активы Weatherford в области бурения и ремонта за $500 млн. В конце 2016 года «Роснефть» также приобрела у АФК «Система» нефтесервисную компанию «Таргин», подрядчика «Башнефти», контроль над которой госкомпания получила за несколько месяцев до этого.