роснефть

«Роснефть» получила лицензии на два месторождения в ХМАО: Назымский и Ай-Яунский участки (совокупные запасы по С2 – 86,6 млн т), рассказал министр природных ресурсов Сергей Донской. За Назымский участок «Роснефть» заплатила 4,85 млрд руб., увеличив стартовую цену в 2,5 раза. Лицензию на Ай-Яунский участок она получила по стартовой цене – 2,2 млрд руб. – как единственный участник конкурса. В конкурсе по Назымскому участку у «Роснефти» был единственный конкурент – Западно-Сибирский инвестиционный консорциум, где «Газпром нефти» принадлежит 26%, Mubadala – 24,5%, РФПИ – 24,5%, еще 25% у структуры «Газпромбанка» ООО «Энергопроект», говорит источник в Минприроды. Представитель «Газпром нефти» от комментариев отказался, получить комментарии других участников СП во вторник вечером не удалось.

«Назымский и Ай-Яунский – сложные участки, где требуется применение технологий по извлечению трудноизвлекаемых запасов, которые не всегда есть на рынке, иногда их нужно отрабатывать», – рассказывал в интервью «Ведомостям» Донской.

По условиям конкурса на Назымский участок претенденты должны были иметь перерабатывающие мощности в ХМАО, опыт работы с иностранными компаниями по разработке нетрадиционных запасов нефти и газа, собственный практический опыт работы на трудных месторождениях и профильную научную базу. Победитель также должен был пригласить в качестве миноритария иностранного партнера, имеющего юридически обязывающие соглашения по финансированию долгосрочных проектов в России не менее чем на $4 млрд. 

Какого иностранного партнера привлечет «Роснефть», представитель компании не говорит. Он отметил лишь, что по Назымскому участку «Роснефть» предложила большую сумму разового платежа при равных с конкурентом технико-экономических показателях освоения.

У «Роснефти» и BP есть соглашение о разработке доманиковых отложений в Оренбургской области, напоминает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. «Роснефть» может пригласить в проект индийских или китайских коллег, полагает он. Китайские компании пытаются добывать сланцевый газ, у них должны быть технологии и для добычи нефти, объясняет аналитик.

Оба месторождения находятся в ХМАО, где у «Роснефти» множество участков и развитая инфраструктура, но вряд ли здесь можно будет быстро (через 3–5 лет) начать промышленную добычу, так как месторождения содержат трудноизвлекаемую нефть, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

«Роснефть» продолжает активно скупать запасы нераспределенного фонда, констатирует Нестеров. При этом стоимость запасов сильно упала: Ай-Яунское месторождение Роснедра продали по $0,12 за баррель, а в 2012 г. хотели продать по $0,5 за баррель, Назымское продали, исходя из оценки в $0,18 за баррель, а еще в 2015 г. рассчитывали получить $0,24 за баррель, говорит аналитик. Причин несколько: во-первых, упали цены на нефть, во-вторых, круг потенциальных игроков был ограничен, рассказывает аналитик. По его оценке, до ценового кризиса даже мелкие месторождения в ХМАО продавались по $0,4–0,6 за баррель.