На прошлой неделе в Москве прошел однодневный научно-практический семинар, организованный объединением «Центрлак» и ОАО «НИИТЭХИМ». С докладами выступили специалисты НИИТЭХИМа, минпромнауки РФ, представители НПФ «Спектр ЛК» и других лакокрасочных предприятий. На семинаре обсуждались проблемы технико-экономического и информационного обеспечения предприятий лакокрасочной промышленности, перспективы развития российского рынка ЛКМ и меры защиты российских производителей от неблагоприятного воздействия импорта.

С вступлением в рыночные отношения Россия утратила лидирующие позиции в мире и Европе по производству лакокрасочных материалов. Сейчас крупнейшими производителями и потребителями ЛКМ являются США, Китай, Япония и Германия. В 2000 году Россия занимала лишь 11 место в мире и 5 место в Европе по производству ЛКМ. Судя по данным НИИТЭХИМ, в 2002 году в России было произведено 700 тыс. тонн лакокрасочных материалов и потреблено 960 тыс. тонн. Тем не менее, российский рынок ЛКМ считается перспективным и привлекает внимание зарубежных производителей. Конкуренцию российским фирмам составляют не только западные производители. Китайские, малайзийские и южнокорейские компании поставляют продукцию в российские регионы, в которых отсутствуют лакокрасочные предприятия, например, на Дальний Восток и в Сибирь. Отечественные производители ЛКМ недооценивают российские региональные рынки, сосредотачивая свое внимание на Центральном федеральном округе.

Между тем, расширение внутреннего рынка необходимо для развития отечественных предприятий. Грядущее вступление в ВТО обострит проблему конкурентоспособности российской продукции. Пока серьезным преимуществом российских ЛКМ остается относительно низкая цена. После памятных событий 1998 года на непродолжительное время цены на энергоресурсы были заморожены. Это дало возможность отечественным производителям сделать свои предприятия рентабельными.

Сегодня российские цены на энергоресурсы и услуги естественных монополий сопоставимы с ценами развитых стран. Стоимость природного газа в странах Персидского залива составляет около 20 долларов, в Канаде — 40-50 долларов, в России — 25 долларов (учитывая коэффициент покупательной способности (1,9) — 50 долларов). Цены на электроэнергию в России выше, чем в Швеции, Норвегии и некоторых других странах Западной Европы. Преимущества российских производителей, заключавшиеся в дешевизне энергоресурсов и низком уровне оплаты труда, постепенно уходят.

Минэкономразвития РФ прогнозирует в последующие годы рост цен на продукцию химической и нефтехимической промышленности примерно на 9% ежегодно. Хотя некоторые продукты пока остаются конкурентоспособными по цене, уже сейчас по 6 позициям (нити, волокна, полимерные материалы и др.) из 20 основных российская продукция дороже зарубежной. К 2005 году число таких продуктов увеличится до 10.

В последние годы росли цены и на ЛКМ. По прогнозам НИИТЭХИМ в 2005 году средние цены на лакокрасочные материалы (за тонну) достигнут следующих показателей: на эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсационных смолах — 36 тыс. руб., на лаки на конденсационных смолах — 28 тыс. руб., на лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на основе эфиров целлюлозы — 38 тыс. руб., на краски жидкотертые — 32 тыс. руб., на краски густотертые — 29 тыс. руб.

Сейчас цены на большинство российских ЛКМ ниже мировых в 1,5-2 раза. Но, по прогнозам специалистов, к 2005 году конкурентоспособность некоторых групп лакокрасочной продукции понизится в связи с их подорожанием. Например, цена масляных жидкотертых красок составит 105% от прогнозируемой мировой цены.

Необходимое условие дальнейшего развития отрасли — использование практики развитых стран мира, в которых устанавливаются цены на природный газ для предприятий химической промышленности на 30-40% меньше, чем цены для других потребителей. Еще одним способом стабилизировать положение предприятий отрасли может стать грамотное управление затратами, особенно эффективное на этапах приобретения сырья и реализации продукции.

Многие выступавшие сошлись во мнении, что в лакокрасочной отрасли существует серьезная проблема недостатка экономической и правовой информации, необходимой предприятиям для адекватной оценки рынка, прогнозирования его развития и планирования собственной деятельности.

Отчасти в сложившейся ситуации виноваты сами предприятия, дающие неточную и неполную информацию различным статистическим службам и государственным организациям, и игнорирующие возможности интернета и печатных изданий. Другая сторона проблемы — отсутствие единого центра сбора данных и четких отраслевых стандартов. Представители НИИТЭХИМ отметили, что данные Госкомстата, минимущества и независимых исследователей часто не совпадают. В разных исследованиях фигурирует различное число предприятий. Нет четкой классификации групп ЛКМ.

Для решения проблем информатизации необходимо определить категории открытых для доступа данных и выработать внутреннее соглашение участников рынка по вопросу информатизации.