Специалисты-правоведы признают, что теоретически российские законы способны достаточно эффективно защищать экологические права граждан, гарантируется также и право граждан на экологическую информацию.

Действующее экологическое законодательство в различных нормативно-правовых актах определяет весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами. Общие правила сформулированы в Законе «Об охране окружающей природной среды», в частности, в ст. 50 «Экологические требования при использовании радиоактивных материалов», ст. 51 «Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве», ст. 54 «Охрана окружающей среды от производственных и бытовых отходов». Специальные правила формулируются в подзаконных актах, например, «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ», «Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов».

Российское экологическое законодательство определяет порядок обезвреживания отходов, освобождения их от вредных примесей; утилизации отходов, такого их обезвреживания, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства; складирования, временного размещения отходов; захоронения, постоянного размещения в специальных контейнерах, специально оборудованных местах; транспортировки, перемещения отходов с места сбора, производства и складирования к месту дальнейшего хранения, переработки или захоронения отходов; уничтожения отходов и т. д.

Новый вариант «Федерального каталога отходов» в настоящее время находится на стадии разработки. Пока же к опасным отходам отнесены отходы, не пригодные для производства продукции; утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки; изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания.

Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Токсичные отходы – не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества. Под токсичными веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные.

В российском законодательстве регламентируется набор показателей определения вредного воздействия токсичных (химических) веществ при отнесении их к классу опасности: ПДК (предельно допустимые концентрации), токсичность (ЛД50 – выражает среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных), персистентность (т. е. неизменность) в среде и в растениях, растворимость, летучесть, концентрация в общей массе отходов и проч. Кроме того, при установлении объективной стороны нарушения правил обращения с химическими веществами учитываются показатели их токсичности (количество введенного или абсорбированного вещества, пути проникновения в организм, тип и характер повреждений, время, необходимое для проявления поражения, эффект синергизма, т. е. увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании его в окружающую среду и т. д.).

Любые работы с отходами должны быть лицензированы. В соответствии с положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, для получения документа соискатель лицензии, помимо стандартного набора документов, представляет в лицензирующий орган сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности, материально-техническом оснащении. Также требуются заключения территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) по месту нахождения территориально обособленных объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

В соответствии со статьей 84 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», за экологические правонарушения в административном порядке налагается штраф: на граждан – от однократного до десятикратного размера месячной оплаты труда, на должностных лиц – от трехкратного до двадцатикратного, на предприятия – от 50 000 до 500 000 рублей. В законе сказано, что все действия с опасными отходами, создавшие угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом либо лишением свободы на срок до двух лет. Срок может быть увеличен, если масштаб бедствия значителен.

Применение законов на практике тормозится в ряде случаев не совсем удовлетворительными формулировками их основных положений. Статья 247 Уголовного Кодекса РФ, («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов») говорит лишь об «угрозе» причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Необходимо отметить, что в целом Уголовный Кодекс рассматривает деяния, в результате которых тяжкие последствия уже наступили. В этом смысле статья 247 является исключительной и не соответствует принципу конкретности всякого преступления, заложенному в Уголовный Кодекс. Нет конкретизации понятия «угроза», степень преступления должна оцениваться экспертами, однако и у них нет четких параметров для определения степени угрозы. Экспертам придется самостоятельно вводить и самим же оценивать эти признаки, что будет неизбежно приводить к известной субъективности оценки. Поэтому юристы говорят о необходимости определения количественной нормативной базы (какие масштабы должно иметь загрязнение, чтобы быть отнесенным к тяжким последствиям, если нет явных признаков в виде отравлений людей и т.д.).

Пока суды в большинстве случаев отказываются принимать иски от граждан по экологическим вопросам. Люди еще не осознали свое право на полную информированность по работе с отходами. Юристов–экологов, защищающих общественные интересы, в нашей стране можно пересчитать по пальцам, не хватает профессионалов.

Остается уповать на то, что, поскольку правовой механизм разработан и может быть усовершенствован, со временем эффективность его практического применения возрастет.