Правительство все же существенно поднимет утилизационный сбор на некоторые типы машин. Так, для легковых автомобилей с двигателем объемом 2–3 литра он вырастет на 49%, а на легкие коммерческие автомобили на 2,5–3,5 тонны — на 52%. Кроме того, под вопросом остается размер сбора на грузовики: по данным “Ъ”, для конкурентов КамАЗа он еще может подняться с 15% до 130%. Участники рынка надеются, что правительство, защищая местных производителей, будет «более чутко контролировать барьеры», чтобы не добить импорт «из-за лобби российских брендов».
Рост утильсбора на автомобили с февраля по некоторым позициям окажется гораздо выше 15%, о которых 12 января говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Как следует из данных протокола совещания у вице-премьера, состоявшегося 11 января, на машины с объемом двигателя до 1 литра сбор вырастет на 16%, с двигателем 1–2 литра — на 90%, 2–3 литра — на 49%. На машины с объемом двигателя 3 литра и больше, как и сообщал “Ъ”, роста ставок не будет. Индексация сбора на электромобили составит 14,8%, на легкие коммерческие автомобили (LCV) — 15%, за исключением категории 2,5–3,5 тонны («Газелей» группы ГАЗ и их конкурентов) — для нее сбор вырастет примерно на 52%.
Рост сбора по грузовикам пока определен на уровне 15%. Но в протоколе есть поручение «согласиться» с предложением Минпромторга по коэффициентам утильсбора на седельные тягачи и прицепы «с учетом дополнительной проработки с Минэкономики». Источни пояснил, что Минпромторг предлагал «повысить ставки на 130% для КамАЗа», а в правительстве просят согласовать это с Минэкономики.
Минпромторг должен был представить в правительство согласованный с Минэкономики проект постановления по уровню сборов еще 15 января.
В Минэкономики ситуацию не комментировали. В Минпромторге сообщили, что проект проходит доработку в аппарате правительства. В аппарате господина Дворковича вчера сообщили, что документ еще не пришел.
Повышение утильсбора чувствительно для импортеров — отечественным концернам его де-факто компенсируют в виде промышленных субсидий. А импорт при росте утильсбора вынужденно дорожает. Источник в одном из автоконцернов говорит, что с учетом новых ставок основной удар приходится по легковым машинам с малым объемом двигателя, которые, по его словам, и так уже почти никто не импортирует. Для больших и дорогих машин индексация утильсбора «нормальная», но там основной удар проходит через рост акциза на машины, говорит он. С 1 января для машин с двигателем мощностью 301–400 л. с. он вырастет на 240–319 тыс. руб., 401–500 л. с.— на 337–420 тыс. руб., более 500 л. с.— на 442 тыс. руб. «Правительство, возможно, наконец поняло, что импорт перестал конкурировать с локальным производством, и если его зажимать дальше, то будет не замещение местной продукцией, а сокращение предложения, рынка, таможенных и налоговых сборов»,— рассуждает источник. Он надеется, что правительство будет «более чутко контролировать защитные барьеры, чтобы окончательно не убить импорт из-за лобби российских брендов, поддерживаемых Минпромторгом».
Из протокола следует, что Минпромторг, Минэкономики и Аналитический центр при правительстве в первом полугодии будут следить за тем, как повлияют меры на рынок. Эти министерства и Минфин также должны при подготовке очередных изменений в Налоговый кодекс (НК) предусмотреть отмену уплаты НДС при получении автоконцернами субсидий на компенсацию фактически понесенных затрат. В частности, как поясняют источники, речь идет и о промсубсидиях. По словам одного из них, согласно изменениям НК на 2018 год субсидии облагаются НДС, но концерны этим «возмутились».
Кроме того, на совещании обсуждалась и стратегия развития автопрома, которую в отрасли ждут уже несколько лет и, судя по протоколу, еще подождут: к 1 февраля Минпромторг и Минэкономики должны лишь «доработать проект перечня систем, компонентов и технологий», требующих внедрения в автопроме и включения в стратегию. Также к 1 февраля министерства должны представить в правительство материалы для подготовки совещания. В ноябре глава Минпромторга Денис Мантуров утверждал, что стратегию отрасли примут до конца 2017 года.