экология

Представители крупной промышленности на экологическом просили пересмотреть принятые Минприродой более строгие экологические нормы и требования. Предприниматели просят также призвать к ответу операторов «мусорной реформы», которые не смогли организовать современные технологии и процедуры обращения с отходами. 

Самый большой вред экологии наносят мусор и транспорт, считают россияне. Лесозаготовки и промышленность делят третье и четвертое места по уровню ущерба экологии. В такой последовательности жители РФ ранжируют степень влияния на экологию разных факторов, показывает опрос, проведенный ВЦИОМ по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Социологи попросили россиян оценить экологическую ситуацию не только в своем регионе, но также в России и мире в целом. Мнения об экологической ситуации в регионе проживания разделились с небольшим преобладанием позитивных оценок (35%) над негативными (30%). Среднюю оценку дали 34% респондентов.

По мнению граждан, наиболее сильное негативное влияние на экологическую ситуацию в регионе оказывают мусорные свалки (42%), транспортные выхлопы (33%), вырубка лесов (31%) и деятельность промышленных компаний (31%). Последний показатель гораздо выше (44%) в традиционных промышленных регионах страны – Уральском и Сибирском федеральных округах. Загрязненность лесов, водоемов и прибрежных территорий также вошла в топ-5 негативных факторов с 28%, пишет НГ.

По мнению 40% россиян, за последние два-три года экологическая ситуация в их регионе не изменилась (в 2020 году этот показатель составлял 49%). Около 19% респондентов считают, что она скорее улучшилась. В то же время 45% считают, что экологическая ситуация в России за это время ухудшилась (в 2020 году так думали 53%), 30% ответили, что она не изменилась, а 16% – что улучшилась. При этом почти половина россиян (49%) полагает, что экологическая ситуация в мире за последние два-три года ухудшилась (54% в 2020 году).

Примечательно, что значительная часть россиян признает свою отвественность за состояние окружающей среды. Около 38% респондентов считают, что к ухудшению экологической ситуации приводят действия или бездействие прежде всего самих людей. Впрочем, досталось и властям: 26% считают, что ответственность лежит на региональных властях, столько же (26%) винят администрации города или района. Крупные промышленные предприятия называют виновниками 18% опрошенных, а специальные надзорные органы и службы – 16%.

Почти половина (47%) опрошенных считает, что низкий уровень экологической ответственности самих людей прежде всего препятствует улучшению экологической ситуации в нашей стране, отмечает глава ВЦИОМ Валерий Федоров. Около трети россиян (34%) уверены, что в ухудшении экологической ситуации виновата немотивированная власть, у которой как будто нет комплексной государственной политики в сфере экологии. Более четверти (27%) отмечают недостаточный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических норм, 26% винят низкий уровень экологической ответственности предприятий и недостаточный уровень развития предприятий в целом, устаревшее оборудование.

Сами представители крупного бизнеса на форуме отмечали, что они готовы к изменениям, к более активному внедрению «зеленой» повестки, однако госрегулирование последних лет, по их отзывам, создает много неопределенностей, и они требуют отмены даже тех приказов Минприроды, которые принимались в прошлом году.

В резолюции форума отмечается, что сейчас в России насчитывается более 7,5 тыс. экологически опасных предприятий, работающих в химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, металлургической и добывающей отраслях промышленности. В 12 крупных промышленных центрах страны ведется эксперимент по снижению до 2024 года совокупного объема выбросов загрязняющих веществ не менее чем на 20%. Еще нет и промежуточных результатов эксперимента, отсутствует определенность с тем, как на практике будет реализован эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ и какие ограничения будут установлены для компаний, работающих в этих городах, а его уже планируют расширить до 46 городов, отметил зампред Комитета РСПП по экологии и природопользованию, гендиректор «ЕвроХим» Игорь Нечаев (сейчас в эксперимент в рамках проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» включены Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита).

Члены РСПП считают, что принятые в феврале 2020 года методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, создают высокие регуляторные риски для промышленных компаний. Отмечают они и жесткие нормативы в сфере водоохранного нормирования, где сохраняется проблема применения «избыточно жестких санитарно-эпидемиологических и рыбохозяйственных нормативов», которые «игнорируют реальные условия ведения хозяйственной деятельности и возможные социально-экономические потери». Такой подход к нормированию приводит к значительным издержкам промышленных компаний, а в случаях, когда установленные требования недостижимы технологически, фактически позволяет объявить любое предприятие «вне закона», отмечается в резолюции. Некоторые нормы приказов Минприроды являются, по их мнению, «существенным сдерживающим фактором на пути восстановления экономики после снятия противоэпидемических ограничений». 

Так называемая мусорная реформа продолжает буксовать. Несмотря на то, что часть производителей добровольно взяли на себя обязательства по утилизации упаковки от своей продукции в рамках расширенной ответственности производителя/импортера (РОП), до сих пор ни для малого и среднего бизнеса, ни для населения нет стимулов для проведения раздельного сбора мусора. «У региональных операторов сохраняются стимулы как можно больше мусора вывезти на полигоны, не сортируя его, именно поэтому даже созданные заводы по сортировке твердых-коммунальных отходов недополучают мусор, простаивают по некоторым компонентам, и в итоге 95% мусора продолжают вывозиться на полигоны, – сказала исполнительный директор «Руспэк» Любовь Меланевская. РСПП со своей стороны предложил раскрыть обязанности и требования к работе «Российского экологического оператора», а также результаты его работы и расходовании средств экосбора.

В России необходимо развивать отрасль лесовосстановления, в том числе с использованием иностранных технологий. Свою помощь в этой работе предлагают Финляндия и Швеция, заявил на форуме спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

«То, что мы взяли обязательство к 2030 году лесной баланс увеличить, а не сокращать, это требует внедрения в России несуществующей практически на сегодняшний день новой отрасли, которая называется лесовосстановление», – объяснил Иванов. Речь идет не о том, чтобы просто посадить саженец на месте вырубки. За саженцем надо следить два года с применением биотехнологии, сообщил чиновник.

В РФ уже есть крупные компании в лесоперерабатывающей отрасли, которые серьезно занимаются вопросом лесовосстановления, считает Иванов. «И я надеюсь, что они будут пионерами в лесовосстановлении», – сказал он. Самая непростая ситуация, заметил Иванов, в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. «Потому что там крупных компаний практически нет, там одни «живопырки», как у нас в свое время в авиационном транспорте было, мы с этим разобрались, теперь надо разобраться и с этими «живопырками». Но лесовосстановление обязательно нужно внедрять, иначе мы просто не выполним свои же экологические обязательства», – подчеркнул Иванов.

На климатической конференции СОР26 в Глазго, по оценке Иванова, было много демагогии. Но странами-участницами было согласовано конкретное предложение именно в сфере лесного хозяйства. «К 2030 году лесной фонд планеты должен начать прирастать, а не сокращаться, как это сейчас происходит, в том числе, к сожалению, у нас», – добавил спецпредставитель президента.