Правительство отказало нефтяникам в дальнейшем снижении фискальной нагрузки. С 1 декабря экспортная пошлина на нефть утверждена по наивысшей ставке, которую предусматривает новая методика ее расчета,— $192,1 за тонну. Эксперты не исключают, что в случае снижения нефтяных цен правительству придется пересматривать ставку в середине декабря 2008 года. Особенно в случае, если вице-премьер Игорь Сечин по возвращении из командировки в Венесуэлу, из-за которой он не участвовал в совещании по ставке пошлины в Белом доме, настоит на дополнительной поддержке отрасли.

Вчера правительство сообщило об утверждении ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. С 1 декабря пошлина изменится c $287,3 до $192,1 за тонну. Пошлина на светлые нефтепродукты составит $141,8, на темные — $76,4 за тонну. Соответствующее постановление было подписано премьером 26 ноября, оно вступит в силу через десять дней после официального опубликования и будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 декабря.

Ставка рассчитана по новой методике на основе месячного мониторинга нефтяных цен с 15 октября по 14 ноября. Однако соответствующие поправки в закон "О таможенном тарифе" еще не вступили в силу (в среду они были одобрены Советом федерации и еще официально не опубликованы). Поэтому постановление правительства принято на основе действующего закона, предусматривающего двухмесячный период мониторинга цен, в соответствии с которым предельная ставка пошлины в декабре составила бы $306 за тонну. Однако если новый закон позволяет правительству публиковать ставку пошлины за сутки до вступления ее в силу, то действующее законодательство предписывает делать это за десять дней. В ноябре правительством уже был создан прецедент, когда пошлина вводилась задним числом. В соответствии с официальными разъяснениями Федеральной таможенной службы (ФТС), для нефтяников это означает одно — до вступления постановления в силу пошлину придется платить по старой ставке.

Вероятно, именно юридические шероховатости заставили правительство работать над документом в полусекретном режиме — вчера все участники процесса соглашались давать комментарии только на условиях анонимности. "Информировать прессу категорически запрещено. Я не знаю, зачем такая секретность. Никакой гостайны тут нет, на совещаниях всегда присутствует сотня нефтяников",— заявил "Ъ" источник в правительстве. По данным "Ъ", несколько нефтяных компаний обратились к вице-премьеру Игорю Сечину с просьбой снизить декабрьскую пошлину с предельных $192,1 как минимум до $145 за тонну ("Ъ" писал об этом 20 ноября).

Ставка декабрьской пошлины обсуждалась в Белом доме в среду. На совещании глава Минэнерго Сергей Шматко говорил о предложении нефтяников снизить ставку до $140 за тонну. Это предложение, которое обошлось бы федеральному бюджету в $1,5 млрд, было отклонено. Официально подтвердить эту информацию в Минэнерго вчера отказались, но и не опровергли ее: "Вероятнее всего, это так и было",— заявили "Ъ" в ведомстве. В компаниях отказались комментировать даже сам факт обращения в правительство. "Мы давно предлагали установить пошлину в размере $100-150 за тонну",— заявила "Ъ" глава ассоциации малых нефтяных компаний "Ассонефть" Елена Корзун, подчеркнув, что "в этот раз ассоциация никаких обращений в правительство не направляла". Отказались комментировать факт обращения к вице-премьеру и в крупных компаниях.

Источники "Ъ" в правительстве выразили сожаление, что находившийся в Венесуэле Игорь Сечин не присутствовал на совещании и не смог сказать своего слова. Впрочем, замглавы отдела таможенных платежей Александр Сакович не исключает, что если в декабре нефтяные цены опустятся до $40 за баррель, то правительство может пойти на внеочередной пересмотр ставки. Если же цены будут колебаться в районе $50 за баррель, то убытки понесут только малые нефтяные компании, на долю которых приходится несколько процентов добычи нефти.

Источник: «Коммерсантъ»