Неделя завершилась стремительным снижением нефтяных цен. Котировки европейских сортов нефти на спот-рынке спустя два месяца вернулись ниже уровня $70 за баррель. Распродажа на рынке нефти происходит из-за роста объемов добычи в США и Саудовской Аравии, а также на фоне планов администрации Белого дома смягчить санкции в отношении поставок нефти из Ирана. Впрочем, сложившаяся ситуация оказывает ограниченное влияние на российские активы, поскольку цена на топливо остается на комфортном уровне.

По данным агентства Reuters, в пятницу стоимость североморской нефти Brent на спот-рынке опускалась до отметки $69,93 за баррель, минимального значения с 20 августа. Стоимость российской нефти Urals достигала отметки $69 за баррель. По итогам дня цены на европейские сорта нефти стабилизировались возле значений на 0,8–1% ниже закрытия четверга. За четыре недели уверенного снижения европейские сорта нефти подешевели на 17–17,4%, причем только на минувшей неделе потеряли в цене более 8%. Столь стремительного снижения цен на рынке не наблюдалось два года. В ноябре 2016 года страны ОПЕК не смогли договориться о заморозке добычи нефти, что обвалило котировки за три недели на 17–18%.

Впрочем, о перегретости рынка углеводородного топлива его участники говорили давно. За предыдущие 13 месяцев цены на европейские сорта нефти выросли в два раза и в начале октября превышали $85 за баррель, обновив четырехлетний максимум. В результате на рынке образовался избыток длинных позиций по контрактам на поставку нефти. Согласно данным CFTC, чистая позиция по контрактам на нефть Brent в конце сентября составляла почти 500 тыс. штук, что всего на 20% ниже исторического максимума, установленного в марте. Инвесторы готовились к введению полного эмбарго на поставку иранской нефти, а потому игнорировали ухудшившиеся в последние месяцы фундаментальные факторы: увеличение буровой активности и добычи нефти в США, ухудшение перспектив мировой экономики на фоне торговой войны США с Китаем, планы ОПЕК+ по увеличению добычи нефти.

Поводом для фиксации прибыли послужили обещания Саудовской Аравии по наращиванию добычи с целью компенсировать выпадающую иранскую нефть. На прошлой неделе Эр-Рияд заявил об увеличении добычи нефти до 11 млн баррелей в сутки по сравнению с текущими 10,7 млн баррелей.

При этом резервные производственные мощности страны позволяют ей вывести суточную добычу на уровень 12 млн баррелей. Октябрьские данные свидетельствуют о том, что свои обещания Саудовская Аравия начала выполнять. Как показали результаты опроса Bloomberg, 15 стран картеля увеличили в октябре добычу на 430 тыс. баррелей в сутки, до 33,33 млн баррелей в сутки, максимума с ноября 2016 года.

Эффект был усилен решением администрации президента США Дональда Трампа разрешить некоторым странам закупать иранскую нефть. Исключения планируется сделать, в частности, для Китая, Индии, Южной Кореи и ряда других стран. «Если бы восемь стран, которым разрешили закупки иранской нефти, отказались от импорта, то падение добычи в Иране могло бы превысить 1,5 млн баррелей. Однако этого не произошло, и в результате стоимость нефти вернулась к тем уровням, на которых она была до появления разговоров о введении санкций»,— отмечает старший аналитик BCS Global Markets Кирилл Таченников. Однако в долгосрочной перспективе он ожидает возвращения цены на нефть к уровню $80 за баррель. «Наращивание объемов добычи ОПЕК пока всего лишь компенсирует ее падение в Иране, Венесуэле и Ливии, переизбытка нефти на рынке не наблюдается, а возможности США по увеличению экспорта и добычи нефти ограниченны из-за нехватки трубопроводных мощностей»,— отмечает господин Таченников.

При этом снижение цены на нефть оказало негативное, но ограниченное влияние на стоимость рублевых активов, пишет Ъ. Курс доллара на Московской бирже по итогам основных торгов пятницы закрылся на уровне 66,07 руб./$, что всего на 35 коп. выше значений закрытия прошлой недели. «Российский рынок замер в ожидании санкций, и на этом фоне текущая волатильность цен на нефть не является определяющей для курса рубля. Кроме того, несмотря на снижение цен на нефть, они все еще остаются на комфортном для экономики уровне»,— отмечает руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова.