В октябре ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК) выиграло конкурс на разработку двух месторождений апатит-нефелиновых руд в Мурманской области — Олений Ручей и Партомчорр, в ноябре получило лицензию и уже приступило к проектно-изыскательским работам по созданию в Хибинах нового горно-обогатительного предприятия. О технологических особенностях проекта в интервью rcc.ru рассказывает генеральный директор компании Сергей Федоров.

Сергей Федоров в 1976 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. В течение 20 лет работал в тоннельном отряде № 10 «Ленметростроя» (г. Кировск, Мурманская обл.), позднее ставшем АО «Северподземстрой». За это время он прошел путь от горного мастера до генерального директора предприятия, которое занималось капитальным строительством подземных рудников ОАО «Апатит», железнодорожных тоннелей и комплекса рудоспусков открытого высокогорного рудника «Центральный». В 1996 году С. Федоров стал первым заместителем генерального директора «Апатит», а год спустя — генеральным директором. С декабря 2001 года по октябрь 2004 года занимал пост генерального директора ЗАО «Фосагро АГ». В настоящее время возглавляет «Северо-Западную фосфорную компанию».

— Сергей Геннадиевич, многие специалисты связывают победу вашей компании в конкурсе с тем, что она единственная из трех участников предложила проект разработки месторождения Партомчорр. Насколько справедливо это мнение, на ваш взгляд?

— Федеральная конкурсная комиссия оценила наш проект довольно высоко. Согласно протоколу, 8 из 9 членов комиссии проголосовали «за», а один, который представлял администрацию Мурманской области, при голосовании воздержался. Это говорит о качестве проекта. Дело даже не в том, что именно мы предложили проект по двум месторождениям, среди которых Партомчорр. Мы же Олений Ручей рассматривали абсолютно независимо, отдельно от Партомчорра — это две разные, отдельные лицензии.

Если сопоставить наши предложения и предложения «Апатита», то, по заключению комиссии, «технологические решения и полученные технико-экономические показатели отражают традиционный характер “Апатита”». При всем моем глубоком уважении к «Апатиту», мы понимаем, что проблема предприятия, которому уже 77 лет, в морально устаревшем оборудовании. Например, апатито-нефелиновая обогатительная фабрика № 2 (АНОФ-2) была пущена в эксплуатацию в 1963 году, АНОФ-3 была сдана в эксплуатацию в 80-х годах, но с учетом длительного периода строительства и прежних технических решений, она тоже устарела. Это не вина, это, скорее, беда «Апатита».

Наше принципиальное отличие от других участников конкурса было в том, что мы в течение года разработали технико-экономическую оценку (ТЭО) добычи и переработки запасов апатит-нефелиновых руд обоих месторождений и на ее основе представили технико-экономические предложения (ТЭП), в которых очень подробно обосновали свой проект по созданию нового горно-обогатительного предприятия на основе современных технологий и новых подходов к строительству ГОКа. Подобные технологические решения мы будем применять в процессах добычи и комплексного обогащения руды, учитывая все составляющие проекта: карьер, подземные сооружения, дробильные комплексы, склады, ремонтные, транспортные, энергетические подразделения, объекты внутренней и внешней инфраструктуры. Особое внимание в наших конкурсных предложениях уделялось проблеме переработки нефелина и извлечению редкоземельных металлов, а также социальной сфере.

— Преимуществами проекта, который вы представили на конкурс, являлись разработанные совместно с ОАО «Гипроруда» технологии извлечения редкоземельных металлов и комплексной переработки апатит-нефелиновых руд. В чем особенности данных технологий?

— «Гипроруда» — это институт, который был создан под фосфатную сырьевую базу в начале 30-х годов и имеет большой опыт в области разработки проектов для «Апатита», он накопил обширные знания по Хибинскому горному массиву на Кольском полуострове. Если «Апатиту» 77 лет, то «Гипроруде» — 75 лет. Мы не просто прорабатывали материалы, которые собирались представить на конкурс. Были организованы поездки наших специалистов совместно со специалистами «Гипроруды» в Швецию, Финляндию и Норвегию для ознакомления с современными производственными технологиями, использован их опыт.

«Гипроруда» также участвовала в разработке конкурсных предложений для «Апатита», согласно которым руда направляется на действующую фабрику, а часть нефелина, без переработки уходит в хвосты, и увеличения производства нефелина у них не предполагается. К тому же, культура извлечения полезного компонента у «Апатита» осталась старой, советской. Из 29 млн тонн руды получается 8,5 млн тонн апатитового концентрата (29,3%) и 1 млн тонн нефелинового (3,4%).

Компания СЗФК данной проблеме посвятила отдельный том ТЭПа. У специалистов компании не вызывает сомнения возможность максимального использования нефелиновой составляющей руд месторождений, а также извлечения редкоземельных металлов. Была предложена новая схема переработки нефелинового концентрата по технологии азотнокислотного разложения нефелина с целью получения глинозема, а также извлечение редкоземельных металлов из апатитового концентрата. Однако эти работы уже велись с другими институтами, в частности, институтом химии Кольского научного центра РАН (ИХТРЭМС) и «ВНИИХТ».

Мы понимали, что проблема нефелина стоит остро, а существующая спекательная технология получения глинозема уже морально устарела и нужны новые способы переработки нефелина. Поэтому, еще не получив лицензии, мы заключили предварительные договоры с институтом химии Кольского научного центра, задействовав при этом специалистов из ОАО «Акрон» (г. Великий Новгород). Работа началась в прошлом году. И как результат — мы получили черновой глинозем и ряд других ликвидных товарных продуктов. Сегодня продолжаются разработки в этом направлении, и в перспективе планируется сотрудничество с металлургами. Новую технологию мы доработаем до конца текущего года, а в следующем начнем подбирать промышленные параметры установки на «Акроне» со всем необходимым оборудованием, проектированием по всей технологической цепочке.

— Какие компании вы планируете привлечь к подрядным работам по строительству инфраструктуры и разработке месторождений?

— Рассматриваются разные варианты. Насчитывается порядка сорока организаций, принимающих участие в реализации проекта. Геодезическую съемку и другие изыскательские работы может выполнить, например, архангельский «ТИСИз». Услуги по данным работам также предложила аналогичная Мурманская организация. Промышленно-гражданскими объектами будет заниматься ОАО «Апатитстрой». К строительству транспортной инфраструктуры СЗФК собирается привлечь ПСК «Ремпуть», одно из крупнейших российских строительных предприятий. О желании заниматься проектированием обогатительного комплекса заявили НТЛ «ТОМС», имеющая опыт возведения модульных обогатительных фабрик «под ключ», и институт «Механобр». Есть предложения и от западных фирм.

Наша задача — учитывая специфику Севера, рассчитать параметры здания фабрики так, чтобы оно выдержало ветровые, снеговые нагрузки и построить его на современном уровне и на основе принципиально новых технологий размещения и работы ее цехов.

— Некоторые участники рынка считают, что сотрудничество СЗФК с «Апатитом» могло бы значительно удешевить проект. Как вы можете это прокомментировать?

— Мы написали соответствующие письма в адрес губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, полпреда в Северо–Западном округе Ильи Клебанова, и его полномочного представителя Федерального инспектора по Мурманской области Владимира Лосева. Это говорит о нашем нормальном отношении к возможному партнерству. Если сегодня наладить деловые и партнерские отношения СЗФК с «Фосагро», моими бывшими коллегами, то можно намного раньше провести добычу по открытым работам, используя их мощности по транспортной инфраструктуре и по АНОФ-3. Более того, возможно строительство новой фабрики, условно назовем ее АНОФ-4. Тем более, что на АНОФ-3 нет комплекса по производству нефелинового концентрата. Можно также не строить отдельную дорогу, а совместно использовать уже имеющуюся.

Лично я, хорошо зная специфику «Фосагро», считаю, что вряд ли можно рассчитывать на подобный исход событий. Однако переговорный процесс ведется и даже рассматривается вариант партнерства. Дождемся окончания года.

— Кто потенциальные потребители апатитового концентрата, который будет выпускать СЗФК?

— Сегодня мы, в основном, ориентируемся на отечественный рынок. Наши потенциальные потребители — «Акрон», «Дорогобуж», россошанские «Минудобрения» и «Кирово-Чепецкий химкомбинат». В перспективе намечается вступление России в ВТО. Мурманский порт рядом. Посмотрим, как будут дальше развиваться события, особенно с учетом прихода газа со Штокмана в Мурманскую область. Мы в своем проекте будем это учитывать.

— Как вы относитесь к вступлению России в ВТО?

— Я считаю, что это совершенно неизбежный процесс, необходимый для нашего государства. И при вступлении России во ВТО проблема развития промышленности минеральных удобрений в значительной степени актуальна. Здесь очень важно отметить, что необходимо акцентировать внимание на природно-ресурсной составляющей экономики России, в силу которой наше государство всегда будет иметь значительные преимущества перед другими странами. Мы не виноваты в том, что 30% запасов газа сосредоточено на нашей территории. Возникает вопрос: почему мы должны его сами себе продавать по искусственно завышенным ценам?

Возможно, когда-нибудь мы подтянемся к мировым ценам, но все же газ — наше национальное достояние, и оно прежде всего должно служить интересам нашей страны и химической промышленности России. Другое дело, что отдельные компании хотят проводить свою собственную ценовую политику. Многое определит политическая ситуация 2007-2008 года.

Задача руководителей — успеть провести комплекс мер по модернизации и техническому переоснащению российских предприятий до вступления России в ВТО и повышения цен на энергоносители на внутреннем рынке. Ну а наша цель — построить современное горно-обогатительное предприятие не хуже, чем у скандинавских соседей, которые общепризнанно считаются лучшими в горном деле.

ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» учреждена холдингом «Акрон» в августе 2005 года. Компания занимается реализацией проекта по созданию новой фосфатной сырьевой базы в Хибинах. Проект предусматривает глубокую переработку апатит-нефелиновой руды месторождений Олений Ручей и Партомчорр, находящихся в государственном резерве.

Беседовала Елена СТРЕБЕЛЕВА