шельф

Минприроды выступает против идеи Минвостокразвития создать оператора новых шельфовых проектов, который бы координировал доступ к ним частных компаний. Таким оператором министерство предлагает сделать структуру ВЭБ.РФ — Фонд развития Дальнего Востока и Арктики. Это уже вторая попытка Минвостокразвития и курирующего вице-премьера Юрия Трутнева получить полномочия по координации новых шельфовых проектов, предыдущая — с созданием госкорпорации «Росшельф» — закончилась ничем.

Минприроды не согласно с предложением Минвостокразвития о наделении входящего в ВЭБ.РФ АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» (ФРДВ) функциями оператора шельфовых проектов. Соответствующее письмо замглавы Минприроды, глава Роснедр Евгений Киселев направил замглавы Минвостокразвития Александру Крутикову в конце мая.

Поводом стало обращение руководителя Минвостокразвития Александра Козлова к вице-премьеру Юрию Трутневу в конце апреля. В нем было предложено наделить ФРДВ полномочиями по переговорам с инвесторами для создания консорциумов по проектам на шельфе, «организации и проведению электронных аукционов в случае отказа инвесторов от формирования консорциума». Кроме того, за ФРДВ предлагалось закрепить подготовку проектов решений правительства о предоставлении в пользование шельфовых участков, а также получение разовых платежей за такие площади (сейчас такие функции осуществляют Роснедра).

По мнению Евгения Киселева, необходимо сохранение существующей системы недропользования.

Господин Киселев отмечает, что если разовые платежи за участки будут переданы ФРДВ, это приведет к выпадающим доходам и к «дестабилизации системы государственного финансирования отрасли».

«Государство как собственник недр и запасов полезных ископаемых, залегающих в недрах, является единственным субъектом, обладающим правом на взимание фискальных платежей за пользование государственным имуществом»,— написал чиновник. Он напоминает, что ФРДВ «и так финансируется из бюджета РФ», и передача платежей фонду «представляется излишней и необоснованной».

Создание оператора шельфовых проектов на базе ФРДВ — уже вторая попытка Минвостокразвития и Юрия Трутнева получить контроль над распределением новых шельфовых участков.

Первоначально предполагалось создать для координации процесса и участия в проектах госкорпорацию «Росшельф», но после критики со стороны других министерств проект заглох. Инициатива подразумевала, что в сотрудничестве с «Росшельфом» к участкам допустят частных инвесторов (сейчас их могут получать только «Газпром» и «Роснефть»). В апрельском письме Александра Козлова Юрию Трутневу говорится, что теперь министерство считает создание госкорпорации преждевременным, «учитывая изменение ситуации на мировых рынках». Впрочем, и прежде инициатива Минвостокразвития не вызвала большого интереса у частных игроков.

Тем не менее теперь министерство разработало новую версию законопроекта (опубликован на regulation.gov.ru), где вместо «Росшельфа» координатором процесса («агентом РФ») заявлен ФРДВ. Он сможет получать не менее 25,1% в проектах разработки шельфовых участков с частными инвесторами.

  • В качестве курирующего органа предлагается создать правительственную комиссию во главе c вице-премьером по Арктике (сейчас — Юрий Трутнев).
  • Комиссия будет одобрять соглашение о создании консорциума, размеры стартового платежа, координировать ведомства по вопросам недропользования на шельфе, а также принимать решение о предоставлении участков недр.

В Минвостокразвития сообщили “Ъ”, что новая редакция проекта направлена в Минэнерго, Минприроды и «ряд других ведомств». В Минэнерго и Минприроды не ответили.

Несмотря на упоминание «освоения полезных ископаемых», законопроект ориентирован на ресурсы углеводородов, замечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. По его мнению, непонятно, как будет организовано «проведение научно-исследовательских работ по вопросам, связанным с поисками, разведкой и разработкой участков недр континентального шельфа», поскольку неясен уровень компетенции агента. Также неясно, предполагает ли это финансирование работ со стороны агента до лицензионного этапа. Эксперт добавляет, что приведенные в законопроекте критерии выявления победителя при проведении аукциона (п. 10 ст. 14.4) относятся скорее к конкурсной процедуре.