Нефтехимический холдинг «Сибур» в расчете на увеличение рынков сбыта собственной продукции предлагает перевести вертолеты на газомоторное топливо. Компания обещает уже в ближайшее время представить первые образцы топлива для вертолетов, созданного в результате переработки попутного нефтяного газа. Впрочем, «Сибур» вряд ли может претендовать на звание первопроходца, ведь прототип вертолета, работающего на газовом топливе, был создан еще 20 лет назад и мог бы быть пущен на металлолом.

Как уверяют в «Сибуре», благодаря использованию авиационного сконденсированного топлива (АСКТ), получаемого из попутного нефтяного газа (ПНГ), ресурс вертолетных двигателей увеличивается на 25—30%, а расход топлива повышается на 5—7%. Но при этом АСКТ может оказаться дешевле авиационного керосина в полтора-два раза, рассказал РБК daily официальный представитель нефтехимического холдинга. «Топливо имеет повышенную эффективность при эксплуатации в зимних условиях и является экологически более чистым. Кроме того, в конечной цене авиакеросина существенную часть составляет доставка, а производство в значительной мере сконцентрировано в европейской части РФ», — отмечает он. А предлагаемое вертолетное топливо можно производить в Западной Сибири на местных газоперерабатывающих заводах. Инжиниринговый центр «Сибура» — «НИПИгазпереработка» — уже подписал с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) договор на выполнение исследовательских работ по теме «Исследования возможности производства АСКТ из попутного нефтяного газа на ГПЗ и промысловых объектах».

Возможность использования АСКТ в авиации еще в 1980-х годах изучал Росавиакосмос. В 1984 году к изучению использования газа подключилась «НИПИгазпереработка». Через год были проведены стендовые испытания модифицированного вертолетного двигателя ТВ2-117 (завод им. В.Я. Климова). В начале 1990-х Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля при участии ОАО «Интеравиагаз» провел первые испытания вертолета на газовом топливе. В 1995 году первый промышленный образец нового вертолета был представлен на авиасалоне МАКС.

По словам гендиректора «Интеравиагаз» Вячеслава Зайцева, позже проект «Газолет» был законсервирован: «Нам удалось его сохранить и не пустить на металлолом». По его словам, деньги, которые в 2007 году правительство выделило на «Газолет» по подпрограмме «Развитие производства авиационной техники малой авиации на 2008—2015 годы», так и не дошли до производителя. «Мы лишь можем привлечь к проекту внимание, так как он выгоден для России», — отмечает Вячеслав Зайцев. По его словам, на сертификацию вертолета, работающего на газе, потребуется минимум 300—500 млн руб. Еще 250—500 тыс. долл. понадобится на переоборудование каждого вертолета техникой для работы на газе.

«Проект по возможному использованию АСКТ для вертолетов прорабатывался специалистами холдинга «Вертолеты России» ранее, технически в его реализации нет непонятных вопросов, были проведены соответствующие опытно-конструкторские работы по двигателю, был изготовлен опытный вертолет. Такое топливо использовать можно и с экологической точки зрения даже нужно. Кроме того, вертолеты такого типа повысили бы наши конкурентные преимущества на традиционных рынках, прежде всего в России, где мы смогли бы предлагать «газовые» вертолеты для эксплуатации, допустим, в северных регионах», — отмечает официальный представитель холдинга «Вертолеты России». Правда, потребуется учесть интересы не только потребителей, но и поставщиков сырья. «Будет ли выгодно нефтяному сектору заниматься продажей сырья и по каким ценам? Где гарантии, что отпускная стоимость АСКТ не сравняется со стоимостью традиционных видов топлива?» — отмечает представитель «Вертолетов России». Как возможную площадку для производства такого вертолета он называет Казанский и Улан-Удинский вертолетные заводы.

Официальный представитель UTair (крупнейший в России эксплуатант вертолетной техники) отмечает, что авиакомпания будет рассматривать возможность полетов на газовом топливе только после того, как появится реальный продукт.

Напоминаем, что Вторая Международная Конференция «СУГ 2012» состоится 22 октября 2012 г. в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Компания «Креон» будет рада видеть на конференции всех заинтересованных участников рынка. Партнер конференции – компания «СГ-транс». Мероприятие пройдет при поддержке Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия» и компании «ЛУКойл». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creonenergy.ru.