Несмотря на анонсированное объединение двух ведущих отечественных производителей шин «Сибур — Русские шины» и Amtel-Vredestein, до сих пор структура этой сделки оставалась загадкой для рынка. Как стало известно РБК daily, наиболее вероятной схемой слияния «Сибур — Русские шины» и Amtel-Vredestein станет процедура обратного выкупа. «Сибур — Русские шины» будет поглощена компанией Amtel-Vredestein, взамен акционеры сибуровской «дочки» получат мажоритарную долю в объединенном шинном холдинге, уже имеющем листинг на Лондонской фондовой бирже.

Холдинг Amtel-Vredestein объединяет шинный завод Vredestein Banden в Нидерландах и заводы «Амтел-Поволжье» (Киров) и «Амтел-Черноземье» (Воронеж), а также сеть по продаже шин и автокомпонентов AV-TO. Выручка компании за январь—сентябрь 2007 года по МСФО увеличилась на 26%, до 691 млн долл., а чистый долг вырос на 6%, до 869,6 млн долл. «Сибур — Русские шины» — крупнейший российский производитель шин, входящий в ОАО «Сибур Холдинг». Продукция компании занимает около 35% российского шинного рынка. В состав холдинга входят ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Омскшина», ОАО «Волтайр-Пром», ООО «Уралшина», ЗАО «СП «Матадор-Омскшина» и ряд других предприятий.

В конце января 2008 года Amtel-Vredestein сообщила, что начала предварительные переговоры о возможном слиянии с компанией «Сибур — Русские шины», подконтрольной «Сибуру». Как сообщалось тогда, в результате такого слияния «Сибур» мог бы стать одним из основных акционеров объединенного бизнеса компаний. При этом отмечалось, что у «Сибура» нет намерений покупать существующие акции Amtel-Vredestein.

В начале апреля президент «Сибур Холдинга» Дмитрий Конов заявил, что в рамках сделки с Amtel-Vredestein обсуждается как вариант проведения допэмиссии акций этой компании и оплата ее бумагами «Сибур — Русские шины», так и покупка «Сибуром» пакета Amtel. При этом «Сибур» изначально поставил условие, что сделка с Amtel-Vredestein возможна лишь при условии урегулирования ею своей задолженности. Amtel уже направила своим основным кредиторам предложение о реструктуризации текущей и долгосрочной задолженности. И как отмечал недавно РБК daily источник, знакомый с ходом переговоров, большинство банков готовы пойти на уступки Amtel.

Сделка по слиянию Amtel и «Сибур — Русские шины» близка к завершению, рассказал источник, знакомый с ходом переговоров компаний. По его словам, схема сделки окончательно не утверждена, но стороны наиболее близки к варианту объединения на базе Amtel-Vredestein, а вовсе не «Сибур — Русские шины». Ожидается, что 100% акций «Сибур — Русские шины» перейдут на баланс Amtel, а «Сибур» получит долю в объединенной компании, уже торгующейся на Лондонской фондовой бирже. Другие варианты менее предпочтительны, поскольку, по словам источника РБК daily, Amtel-Vredestein не может быть поглощена непубличной компанией, какой как раз является шинная «дочка» «Сибура».

Плюсом же для «Сибура» является то, что компания сможет избежать затрат на вывод шинной «дочки» на фондовые биржи самостоятельно. «При этом костяк менеджмента объединенной компании составит менеджмент «Сибур — Русские шины», — говорит собеседник РБК daily.

В самой «Сибур — Русские шины» не стали комментировать ход переговоров с Amtel. В Amtel РБК daily отметили, что переговоры с «Сибуром» продолжаются, и предполагают различные варианты сделки. Получить комментарии в «Альфа-Групп», крупнейшем акционере Amtel, вчера не удалось.

Между тем, по мнению Геннадия Суханова из «Тройки Диалог», такой вариант сделки с обратным выкупом наиболее логичен и выгоден обоим компаниям как с финансовой стороны, так и с точки зрения объединения производственных мощностей. Оценить долю, которую могут получить акционеры «Сибур — Русские шины» в объединенной компании, эксперты не берутся. Вчера капитализация Amtel в Лондоне составляла 117 млн долл. Стоимость «Сибур — Русские шины» эксперты оценивают в 500—700 млн долл. Таким образом, доля акционеров «Сибур — Русские шины» в объединенной компании может составить около 80%. И хотя сделка размоет долю существующих акционеров Amtel-Vredestein, она может обеспечить компании значительный прирост стоимости.