Немецкие подрядчики сумели избежать наихудших последствий экономического спада 2001 года, а заказы со Среднего Востока и из Восточной Европы стимулировали оборот. «Удовлетворение потребностей зарубежных заказчиков в такие годы, как 2001, стало важным, как никогда», – заявил Aldo Belloni, официальный представитель VDMA, член совета правления Linde.

Общемировой экономический спад и последовавшее за ним уменьшение расходных статей бюджетов оказали влияние на сектор заказов немецкой экономики в прошлом году. Однако эффект был не таким значительным, как предполагалось, говорят в комитете по контрактам промышленной ассоциации VDMA. Ее участники заключили контракты на 17 млрд евро (15 млрд долларов), это на 4% больше, чем в 2000 году. Доля химических заводов составляет 10% всех заказов.

Более высокий объем заказов особенно примечателен на фоне замедления экономического роста, нестабильности в развивающихся странах и непрекращающегося давления со стороны потребителей, говорят в VDMA.

В течение многих лет немецкие промышленные компании остро ощущали свое менее выгодное положение в конкуренции с фирмами из других стран, прежде всего, из-за более высокой стоимости рабочей силы и оборудования.

В конце 1980-ых и 1990-ых гг. решение виделось в сосредоточении как можно большего объема работ в одном месте. Перемещения сопровождались сокращением рабочих мест.

На пресс-конференции во Франкфурте (Германия) представитель VDMA и член совета правления Linde Aldo Belloni наметил некоторые из других подходов, разработанных фирмами для обеспечения своей конкурентоспособности.

Немецкие фирмы всегда гордились своими новейшими технологиями и системой работы с клиентами. Было время, когда это являлось залогом успешных контрактов и промышленные компании могли быть относительно уверены, что их предложения будут находиться в верхней части списка предпочтений по крупным проектам, даже если их цены вдвое выше других. Но эти времена прошли, сказал Belloni. Многие потенциальные клиенты сортируют список предложений именно по цене.

Для работы в таких условиях, а также для распутывания ограничений, которые клиенты из развивающихся стран иногда прилагают к заказам, немецкие подрядчики сокращают время исполнения проектов, и это помогает снизить издержки для них самих и их покупателей. Новаторские разработки в области использования электронного бизнеса также играют свою роль.

Новые ограничения, с чем немецкий контрактный сектор, зарубежная часть которого составляет 76%, до сих пор справляется крайне слабо, связаны с аспектами политики по охране окружающей среды коалиционного правительства Социальных демократов – Зеленых, вписанными в стратегию страны по экспорту растений и процессов.

Эти ограничения, которые должны быть соотнесены с реалиями экспортного страхового обеспечения подрядчиков, влияют на выбор производственных технологий и могут стать серьезным препятствием в конкуренции с компаниями, не подверженными подобному давлению, подчеркнул Belloni.

Удовлетворение потребностей зарубежных заказчиков стало особенно важным в 2001 году, когда заказы на новые химические проекты в Германии упали на 60% до 300 млн евро. Это падение было неожиданно резким после необычно сильного роста на 40% в 2000 по сравнению с 1999 годом.

Спасение для сектора контрактов пришло со Среднего Востока и из Восточной Европы. Именно благодаря большому объему заказов, из этих регионов химический проект участников комитета VDMA ощутил рост на 31% в 2001 до 1,7 млрд евро, что близко к рекорду 1998 года в 1,9 млрд евро.

Львиная доля в общемировом объеме проекта (1,6 млрд евро) приходится на органическую химию, главным образом на метан и природный газ. И хотя проекты по олефинам, полимерам и удобрениям испытали на себе все последствия сокращения финансирования, тенденция к производству тяжелой нефти и ожесточающееся законодательство по защите окружающей среды дали толчок к новым заказам для заводов по производству водорода.

Подстегиваемые растущими ценами на нефть и газ, заказы со Среднего Востока взлетели на 160% в 2001 году с 300 до 900 млн евро, благодаря большим проектам по олефинам, полиолефинам и удобрениям в Иране, Саудовской Аравии, Катаре и ОАЭ.

После периода относительной неактивности Иран в новом тысячелетии значительно преобразился. National Petroleum Company (NPC) из этой страны обеспечивает работой несколько крупных немецких фирм по ряду проектов. Krupp Uhde строит завод производительностью 300 000 тонн в год полиэтилена высокого давления в Bandar Imam, а Lurgi в консорциуме с иранскими консультантами из Sazeh получила контракт на 300 000 тонн в год полиэтилена высокого давления. Linde строит заводы по производству этилена и пропилена.

Lurgi также возводит завод производительностью 1,65 миллиона тонн метанола в год для NPC в Assaluyeh на берегу Арабского залива, а Linde и Sazeh будут поставлять комплекс промышленных газов в Assaluyeh на дочернее предприятие NPC.

Восточная Европа обеспечила Германии контракты на сумму в 400 млн евро по сравнению с 100 млн годом ранее. В списке клиентов лидирует Польша, однако неожиданно Россия оказалась на одной из ввсоких покупательских позиций, несмотря на свою шаткую экономическую ситуацию, сказали в комитете VDMA. Однако прогресс в отношении стран СНГ значительно отстает: нестабильная политико-экономическая ситуации тормозит развитие экономических ресурсов этих стран. Новые промышленные комплексы, заказанные межнациональными химическими группами в Китае, дают немецким поставщикам повод для оптимизма. Хотя новые комплексы и не сыграли значительной роли в притоке заказов прошлого года, эти проекты еще скажутся на показателях в самом ближайшем будущем. Около 80% заказов для заводов в Азии в 2001 году поступили из Китая, Тайваня и Южной Кореи, сказали в VDMA.

Индия с точки зрения производителей оборудования представляла собой в прошлом году унылое зрелище, так как ценовое давление на удобрения поставило промышленников в бедственное финансовое положение. Строительство очистных сооружений, инфраструктура и расширение мощностей – единственные области, в которых подрядчики в области химии могут найти себе работу.

Из-за бедственного финансового положения в странах Латинской Америки их рынок строительства химических сооружений практически не предоставил заказов немецким подрядчикам в 2001 году.