Транспорт
На долю автотранспорта действительно приходится самый большой процент вредных выбросов в окружающую среду – свыше шестидесяти процентов (данные здесь и далее приводятся за предыдущий год). Запрет на продажу неэтилированного бензина на новосибирских автозаправочных станциях сыграл существенную роль в достижении этого результата. За три года действия запрета в Новосибирске практически полностью прекратились выбросы чрезвычайно вредного (особенно для здоровья младенцев мужского пола) свинца – результаты анализа снега и воды с улиц города это достоверно демонстрируют. Большинство экологов и транспортников говорят о том, что газ – более экологически чистое автомобильное топливо (правда, есть разница в выбросах при «холодном» и «горячем» запуске двигателя). На этот вид топлива переведены в городе более восьми с половиной тысяч автомобилей, так что транспорт постепенно снижает количество вредных выбросов в атмосферу мегаполиса.
ТЭЦ и котельные
ТЭЦ и котельные также либо перевели, либо стремятся перевести на газ. Там, где это пока невозможно, ведутся так называемые режимные наладки. Их цель – во-первых, снижение вредных выбросов примерно на четверть, а во-вторых, экономия топлива. Кстати, доля выбросов котельных вообще довольно низка – чуть меньше 4 процентов.
Главная причина газификации частного сектора, конечно, не плачевное состояние экологии, но, тем не менее, большой частный сектор вносит определенную лепту в «небокопчение» при отапливании домов дровами и углем.
Предприятия
Городским комитетом по охране окружающей среды контролируется и ситуация на заводах и фабриках, что дисциплинирует производителей. Только за прошедшие шесть месяцев Комитет по охране окружающей среды мэрии города Новосибирска проверил 673 предприятия, а также других объектов. В ходе этих экологических рейдов было выявлено свыше двух тысяч различных нарушений законов, призванных защищать природные богатства. На многих предприятиях вредные выбросы удается свести к минимуму. Добавим, что на так называемые технологические выбросы приходится 4,4 процента.
Мусор и его переработка
Здесь тоже сделано немало, работа велась в двух основных направлениях. Первое – организация регулярного вывоза мусора из частного сектора, чего в предыдущие годы просто не было (от «мусорного» загрязнения по-прежнему страдают дачные территории). Второе – это строительство предприятий по сортировке, переработке и сжиганию мусора. Первое (сортировочное) предприятие должно строиться в районе Гусинобродской мусорной свалки. Здесь уже выделена земля для строительства такого предприятия. Разработан проект завода по сжиганию мусора, теперь очередь за строительством этих нужных городу объектов.
Радиационная ситуация
По данным Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов в городе за прошедшее десятилетие было найдено 236 мест с отклонением от радиационной нормы, из числа «проблемных зон» 215 были устранены. Часто такие «проблемные зоны» возникают по халатности людей. Так, к примеру, нарушая правила утилизации специализированных приборов, граждане просто выбрасывают их в общие мусороотвалы (такая история произошла в Ленинском районе (Затон) с лампой дефектоскопа).
Итак, теперь Новосибирск имеет более «чистую репутацию», чем многие другие города Сибири (еще более безопасны с экологической точки зрения Томск и Омск). Сибирская столица в этом вопросе оставила позади даже Москву, встав вровень по экологической чистоте со столицей северной.