Депутаты Государственной думы весной готовы вернуться к обсуждению резонансного законопроекта о запрете продажи пива и алкогольных напитков в пластиковой таре. Как рассказали «Известиям» в профильном комитете Госдумы по экономической политике, документ включен в план рассмотрения во время весенней сессии.
— Комитет планирует рассмотреть законопроект в марте-апреле 2015 года. Государственно-правовое управление президента РФ и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ведут консультации в отношении объема и сроков введения закона. Как только все стороны придут к единому мнению, комитет максимально быстро подготовит и вынесет на рассмотрение палаты этот документ, — сообщил председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский.
Ситуация с мертвой точки сдвинулась только в декабре 2014 года, когда под руководством заместителя председателя правительства Александра Хлопонина состоялось совещание, на котором была выработана позиция правительства, которая зафиксирована в протоколе. Источник в правительстве пояснил, что законопроект так долго обсуждался в том числе и потому, что внутри правительства не было общей позиции по этому вопросу. В итоге решено запрет на продажу алкоголя в полимерной таре объемом свыше 2 л вводить с 1 июля 2015 года, свыше 1,5 л — с 1 июля 2016 года. Кроме того, в правительстве предлагают установить период до 6 месяцев для реализации остатков алкогольной продукции в ПЭТ-таре.
C 1 января 2017 года планируется разрешить производство алкогольной продукции крепостью 6% и менее в ПЭТ-таре не более 1,5 л. Для алкоголя крепостью свыше 6% вводится запрет на ПЭТ-тару. Также устанавливается переходный период до шести месяцев для реализации остатков алкогольной продукции с содержанием спирта более 6% в ПЭТ-таре. Именно такой вариант правительственных поправок будут обсуждать в скором времени депутаты в нижней палате.
Изначально же законопроект вносился в 2013 году с требованием запретить розничную торговлю алкогольной продукцией крепче 4% в полимерной таре, а также продукцией крепостью ниже 4% в ПЭТ-таре свыше 0,5 л. 10 июня 2014 года депутаты проголосовали в первом чтении за ввод запрета с 1 января 2015 года продажи алкоголя крепостью более 6% в пластиковой таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года — крепостью более 5% в пластиковых бутылках объемом более 1 л. Однако дальше законопроект не прошел.
Глава думской межфракционной группы по противодействию лоббизму, куда входят представители всех фракций Госдумы, депутат от ЛДПР Дмитрий Носов рассказал, что с нетерпением ждет, когда документ будет рассмотрен во втором чтении. Он отметил, что написал обращение к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой ускорить процесс рассмотрения законопроекта.
— Ко мне как к главе межфракционной группы по социально значимым проектам обратились депутаты-инициаторы законопроекта и просили разобраться, почему запрет ПЭТ-тары до сих пор не рассмотрен. Я собрал подписи коллег разных фракций, в большинстве своем это были депутаты «Единой России».
У документа, который уже второй год находится в стенах нижней палаты парламента, огромное число противников — это и пивные компании, и губернаторы регионов, где налажено производство ПЭТ-тары, и даже послы иностранных государств, выступивших против сворачивания производства и розлива спиртного в полимерные емкости.
Страсти по ПЭТ-таре
Законопроект о запрете ПЭТ-тары был внесен в Государственную думу депутатами-единороссами еще в мае 2013 года. После принятия его в июне 2014 года в первом чтении на нижнюю палату парламента обрушился шквал писем. В первую очередь, как рассказали в аппарате Госдумы, писали сами пивовары, а затем, чтобы эффект был более сильным, подключились такие тяжеловесы, как послы европейских государств. Они прислали обращение в нижнюю палату парламента и правительство РФ. Послы Дании, Бельгии и Нидерландов обратились с просьбой повременить с принятием закона об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре.
«Предложение запретить пивную продукцию в пластиковой таре объемом свыше 0,5 л будет иметь катастрофические экономические последствия для российских производителей и поставщиков пива и пластиковой тары, а также окажет негативное влияние на хозяйствующие субъекты в сфере сельского хозяйства. Вышеназванные отрасли промышленности представлены заметными иностранными инвесторами в Россию, включая крупных инвесторов из представляемых нами стран… Предложенные меры не являются ни эффективными, ни правомерными с точки зрения принципов международной торговли», — сказано в документе.
Между тем в парламенте считают, что никто не может указывать российским законодателям. Дмитрий Носов отметил, что в Бельгии, например, в пластик разливается около 3% алкогольной продукции, в то время как в РФ — 60%.
Кроме пивоваров и послов, за ПЭТ-тару вступились и ряд глав регионов. Так, письма в Госдуму прислали правительство Хабаровского края, глава Башкортостана и руководство Свердловской области. Они просили учитывать последствия введения закона в действие.
Пивоваренные компании признают, что обращались в посольства стран, где расположены их штаб-квартиры, с просьбой повлиять на позицию России по ПЭТ.
— Действительно, наша компания использовала и продолжает использовать различные каналы, чтобы донести до российского руководства свою обеспокоенность предлагающимся запретом ПЭТ-тары. Мы считаем, что наука и простая логика полностью доказывают право пластиковой упаковки на существование. Простая полулитровая бутылка водки содержит больше алкоголя, чем самая большая пластиковая бутылка пива, а стоит этот алкоголь в водке существенно дешевле, чем даже в самом дешевом пиве. Пластик абсолютно безопасен. Поэтому борьба с ПЭТ-бутылками не имеет ничего общего с борьбой за здоровье нации, скорее она отражает чьи-то коммерческие интересы, — рассказал директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов.
В ассоциации производителей пластиковой тары АРПЭТ ожидают падения рынка.
— Пивоваренный сектор потребляет более 25% от общего объема ПЭТ-преформ. Ограничение единичного объема ПЭТ-тары в этом секторе потребления приведет к сокращению общего объема производства отечественного ПЭТ, по самым скромным оценкам, на 50–60 тыс. т в год, а наиболее вероятный сценарий — прекращение розлива пива в пластик за исключением разливного пива на улице, стадионах, спецмероприятиях. Таким образом, в одном из промышленных направлений снизится загрузка мощностей, будут закрываться заводы, а люди — терять работу, — рассказал исполнительный директор АРПЭТ Николай Жир.
Отдельные игроки рынка воспринимают ситуацию менее драматично и готовятся к расширению сотрудничества с производителями безалкогольных напитков.
— В случае введения предлагаемых в законопроекте ограничений на использование ПЭТ-тары в пивной индустрии наши текущие продажи пострадают незначительно в связи с высоким спросом со стороны производителей безалкогольных напитков, однако потенциал развития важного сегмента отечественной нефтехимии в долгосрочном периоде будет исчерпан, — сообщили в пресс-службе компании СИБУР, производящей ПЭТ-гранулят для бутылок.
По данным Nielsen, в России пиво в пэт-упаковке составляет 46,9% рынка. Доля пива в бутылке 1,5 л составляет 18,5%, 1 л — 2,5%, 0,5 л — 0,02%. Доля пива в ПЭТ-таре свыше 1,5 л составляет 25,88%.
Стекло, алюминий или ПЭТ?
Споры о безопасности ПЭТ-упаковки идут уже не один год. Сейчас, по экспертным оценкам, в ПЭТ-упаковку в России разливается до 50% пива (в Белоруссии — до 80%). Большинство из почти 850 пивоваренных заводов России выпускают пиво в ПЭТ-упаковке. Есть регионы (Камчатка, Сахалин), где пиво выпускают только в ПЭТ-таре.
Эксперты также предсказывают рост цен на пиво, если нововведения будут официально одобрены Государственной думой, однако разошлись во мнении, снизится ли потребление слабоалкогольного напитка или нет.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз полагает, что принятие закона существенным образом не повлияет на статистику употребление алкоголя в стране. По его мнению, вряд ли новые правила существенно поменяют отрасль в целом. Однако эксперт уверен, что для бизнеса эти правила не принесут ничего хорошего.
— Ни одна причина, почему надо отказаться от ПЭТ-тары, не выдерживает критики. Сначала говорили, что это спаивает население, потому что пластик в производстве дешевле, что влияет на конечную стоимость. Но это полная ерунда. Меньше пить не станут, когда перейдем к стеклу или алюминию. Вторая причина — якобы это безумно вредно. Но в Белоруссии порядка 80% напитков продается в ПЭТ-таре, а уж там контроль за качеством жизни и продукции на несколько порядков повыше. В странах западной Европы даже крепкий алкоголь продается в ПЭТ — например, в Норвегии и Финляндии, — рассказал эксперт.
По его мнению, настоящую выгоду получат производители стеклянной и алюминиевой тары.
— В прошлом году было выпито 10 млрд л пива, из них примерно 1,5 млрд — разливное. Оставшиеся 8,5 млрд были проданы в упаковке, из них 40% — в стекле, а 30% — в ПЭТ. Если это перевести в стекло, то получается удвоение рынка стекольной промышленности в пивной отрасли. Поэтому хотят у простой примитивной упаковки отобрать рынок, — добавил Дробиз.
Аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева пояснила, что в любом случае пострадает конечный потребитель, так как вырастет цена на упаковку, а значит, и на сам продукт.
— Любые негативные изменения себестоимости будут негативно отражаться на динамике спроса, — уверена аналитик. — Особенно негативное влияние почувствуется в дешевом сегменте. В тяжелых макроэкономических условиях подобные ограничительные меры, на мой взгляд, лишние.
Вред и польза ПЭТ-тары
Наталья Колупаева уверена, что серьезнее остальных от введения ограничений пострадают отечественные производители ПЭТ.
— Для производителей тары пивная отрасль — один из крупнейших заказчиков продукции. Думаю, что для них это станет серьезным ударом. Возникнет дополнительный спрос у производителей алюминия и стеклотары. Но это не те отрасли, которые нуждаются в поддержке, — отметила эксперт.
Николай Жир рассказал, что производители ПЭТ-тары не согласны с аргументами законодателей об опасности ПЭТ для здоровья населения.
— Наши законодатели приводят в пример, что в Европе очень мало развивается в ПЭТ-упаковку. Но тут нужно понимать, что прежде всего это связанно с культурными различиями. Там же люди традиционно ходят в бары. У нас же доход у населения меньше, и ходить по барам не по карману большинству жителей, — пояснил Жир. — Мы категорически не согласны и с тем, что ПЭТ-таре приписывают какие-то опасные свойства, на самом деле ей не присущие.
Однако руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин уверен в обратном.
— ПЭТ-тара небезопасна. У нас в России и Европе используются совершенно разные виды тары. Там используется трехслойная и пятислойная, которые служат для защиты от миграции ионов кислорода и углекислого газа. У нас же — самый дешевый однослойный, — пояснил собеседник.
Управляющий партнер консалтинговой группы ТАКО Руслан Яхудин считает, что с учетом взятого в последнее время курса на оздоровление населения этот законопроект может быть принят в ближайшей перспективе.
— Всем понятно, что полимерная тара по стоимости существенно ниже по сравнению с той же стеклянной или жестяной. То есть для потребителя алкоголь в такой таре более дешев и доступен. Если же закон будет принят, то стоимость продукта увеличится. Этот закон, несомненно, поможет снизить употребление алкоголя в стране, — уверен юрист.
Председатель правления Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Дарья Халтурина полагает, что для здоровья нации надо ограничивать размер тары не только из ПЭТ.
— Убедительных данных о большем вреде ПЭТ-тары в сравнении со стеклянной нет. Важным является только ограничение размера тары. Неясно, почему ограничения распространяются только на пластик. С точки зрения переработки в России не развита ни переработка стекла, ни переработка пластика. С экологической точки зрения производство стекла дает больше нагрузки, так как более энергозатратно. Поэтому хотелось бы видеть ограничения по размеру тары для всех видов материалов, — заявила Халтурина.