Нападение террористов 11 сентября и страх перед сибирской язвой увеличили спрос на противогазы и антибиотики, а также на продукцию некоторых биотехнологических компаний. Акции компаний, чья продукция может защитить от биотерроризма, значительно выросли, кое-где более чем в 100 раз по сравнению с нормальным уровнем. Но некоторые авторитетные эксперты предупреждают, что потребители слишком остро реагируют, запасаясь противогазами и лекарствами. То же можно сказать об инвесторах, пытающихся играть с биотерроризмом.

«Это, очевидно, истерическая реакция,» - сказала Rachel Leheny, аналитик в области биотехнологий из Lehman Brothers. Некоторые акции, которые выросли после сообщения в начале недели об обнаружении сибирской язвы во Флориде, начали падать к середине недели и только после сообщения об аналогичном случае в Нью-Йорке их рост возобновился. Доводы за инвестирование в такие компании понятны: почти не осталось сомнений, что правительство увеличит расходы на противодействие возможной биологической войне и биотерроризму. Это означает увеличение сбыта для компаний, разрабатывающих вакцины или лекарства против возможных инфекций или имеющих аппаратуру для обнаружения болезнетворных микроорганизмов.

Большая часть технологий, используемых в такой борьбе, может быть также использована против обычных инфекционных заболеваний. И для многих компаний сбыт средств биообороны мал по сравнению со сбытом продукции, предназначенной для общемедицинских целей. Действительно, большие фармакологические компании обычно старались уклониться от изготовления вакцин предназначенных против возбудителей, применяемых в биологическом оружии, потому что прибыль от этого невелика.

«Я бы не стал инвестировать в компанию, основанную только на борьбе с биотерроризмом, она должна быть менее специализирована если хочет получить мои инвестиции,» – сказал Stuart Weisbrod, главный управляющий по инвестициям в Merlin Biomed, страховом фонде в Нью-Йорке.

Merlin владеет примерно 800 000 акций Cepheid, компании, базирующейся в Sunnyvale, штат Калифорния, которая выпускает оборудование для быстрого генетического анализа микроорганизмов. Акции этой компании, которые 10 сентября стоили около 1,53 доллара, выросли до высшей за 52 недели точки: к среде их цена составила 11,53 доллара. Господин Weisbrod сказал: «Наш тезис в инвестициях - не иметь дел с армией», а скорее – с общемедицинской диагностикой.

«На заре своей истории» компания Cepheid долгое время имела контракты с Министерством обороны, и они были важным источником средств для нее. Но только около 20% продаж за все время существования компании приходится на правительство, сказал её президент Thomas Gutshall. Гоподин Gutshall оценивает недавнюю реакцию рынка как слишком нервную: «Рынок находит кусочек факта и пишет книгу», сказал он.

Объем торгов по акциям компании, который доходил до 32 100 акций 10 сентября, превысил 35 млн акций в среду, когда их цена достигла своего верхнего уровня и начала падать. «Это было похоже на горячую картофелину: никто не хотел, чтобы его оставили с ней в конце дня,» – сказал Jonas V. Alsenas, управляющий по портфельным инвестициям в ING Furman Selz Asset Management. Он сказал, что заработал, продав немного акций, которые поднялись из-за биотерроризма. В пятницу акции Cepheid стоили около 7,78 доллара.

Для некоторых компаний правительственные контракты могут быть значительным источником дохода. Acambis, британский разработчик вакцин, который не выпускает продукцию на рынок, имеет контракт от Центра лечения и профилактики болезней (Centers for Disease Control and Prevention) на производство 40 млн доз новой вакцины оспы. Контракт оценивался в 343 млн долларов. После 11 сентября поставка первой партии, которая планировалась на 2004 год, была сдвинута на два года раньше. Ожидается, что правительство закажет дополнительные дозы.

Американские депозитные свидетельства Acambis на торгах Nasdaq выросли до высшей за 52 недели отметки в 33,26 долларов в понедельник, поднявшись с 20 долларов, бывших 10 сентября. В пятницу они приблизились к 28,10 доллара.

Ken Trbovich, аналитик в C. E. Unterberg, Towbin, сказал, что Acambis – единственная компания, которая, по его мнению, действительно получит прибыль от борьбы с биотерроризмом: «Мы знаем, что контракт есть, и знаем, что он очень велик. Мы знаем, что время действия и объем контракта значительно увеличились в результате событий 11 сентября. Ничего этого нельзя сказать о других компаниях.» Он сказал, что Acambis может также получить прибыль от продажи вакцины оспы другим странам и другим потребителям в США. Цель ближайших 12 месяцев – достичь цены в 50 долларов.

Увеличение заказа на вакцину оспы может также помочь и BioReliance Corporation, которая имеет субподряд от Acambis, оцениваемый в 100 млн долларов.

BioReliance, базирующаяся в Rockville, штат Мэриленд, получила в прошлом году прибыль в 56 млн долларов от предоставления фармакологическим компаниям услуг по тестированию и производству, так что контракт на вакцину оспы для нее значит меньше, чем для Acambis. Акции BioReliance претерпели даже большие испытания. Они достигли 23,48 доллара во время торгов во вторник, почти удвоив свою цену, бывшую до 11 сентября. В пятницу акции стоили 21,50 долларов.

На предыдущей неделе Ken Miller, аналитик J. P. Morgan H&Q, поднял свою оценку 12-месячной средней цены BioReliance с 18 долларов до 26. «С моей точки зрения, они делают реальный бизнес, и даже если они не будут его расширять, я их не переоценил». - сказал он.

Для некоторых компаний борьба с биотерроризмом будет, возможно, только побочным занятием. Bayer увеличивает производство Cipro, единственного антибиотика, специально приспособленного для борьбы с сибирской язвой. Но Bayer выпускает столько разной продукции, что увеличение сбыта Cipro не будет очень заметно. Однако акции Bayer во Франкфурте поднялись на 10 процентов.

Акции некоторых других компаний выросли в цене, благодаря разработкам, которые могут весьма далеки от первоочередных задач их бизнеса. Акции Nanogen, компании из Сан-Диего, которая выпускает электронные чипы для генетического анализа, выросли на 49% в среду – до 8,33 доллара, после того, как компания заявила, что получила от армии трехлетний контракт стоимостью 1,5 млн долларов на разработку чипов для обнаружения биологического оружия и возбудителей инфекционных заболеваний. Это не первый для Nanogen контракт с армией. Более того, у компании есть эксплуатационные издержки около 40 млн долларов в год.

«Полтора миллиона долларов не смогут обогатить или разорить Nanogen»,– сказала м-с Leheny из Lehman Brothers, советник по портфельным инвестициям. Но она сказала, что акции, которые продавались за 20 долларов в прошлый ноябрь, были все еще недооценены. «Люди просыпаются и обнаруживают, что существуют, только если случится что-нибудь плохое»,– сказала она. Сейчас акции продаются за 8,61 доллара.

Акции Avant Immunotherapeutics взлетели на 57% – до 4,64 доллара в среду, когда компания сообщила, что продала лицензию на некоторые свои технологии подрядчику, работающему над вакцинами для Пентагона. Avant, базирующийся в Needham, штат Массачусетс, заявил, что не может раскрыть пункты соглашения, а может лишь сказать, что будет получать соответствующие проценты за право пользования технологиями. Главный бизнес компании заключается не в этой сделке, а в возможности поставить на рынок вакцины против холеры и других заболеваний; эти вакцины сейчас проходят клинические испытания. Представители компании говорят, что потенциальный рынок сбыта их достигает миллиарда долларов. Акции компании стоили около 5,15 доллара в пятницу.

Bruker Daltonics, изготовляющая лабораторное оборудование для анализа протеинов и других молекул, обнародовала 18 сентября контракт от армии на 10 млн долларов на устройства для обнаружения биологических агентов. Но некоторые аналитики утверждают, что контракт от армии был всего лишь частью общего бизнеса Bruker.

«Я не стану покупать Bruker только из-за действий террористов», – сказал Matthew Geller, аналитик CIBC World Markets, советник по портфельным инвестициям. Он сказал, что рассматривает армейский контракт «больше в качестве подтверждение их технологии, а не как что-то, что превратит их в феноменально преуспевающую компанию». Акции Bruker, которые стоили 14,30 доллара 10 сентября, сейчас продаются за 20,49 доллара.