В 2000 г. в России существенно увеличились объемы экспортно-импортных операций. Так, только в Сбербанке России количество открытых паспортов сделок составило 53 тыс. единиц, что на 27% больше показателя 1999 года. Основными региональными центрами по обслуживанию внешнеторговой конъюнктуры стали Москва, Пермская, Иркутская, Самарская и Свердловская области, Санкт-Петербург и Приморский край, на долю которых приходится более 40% всех открытых Сбербанком паспортов сделок по экспорту и импорту. Важнейшими внешнеторговыми партнерами по экспорту товаров являются контрагенты в Китае, Италии, Финляндии, Германии и США, а по импорту - Германия, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. Совокупный объем проведенных документарных операций превысил 900 млн $, что на 45% больше показателя за 1999 г., а количество этих операций превысило 3 тыс единиц, что на 16% больше прошлогоднего.
Порядок оформления документов валютного контроля
Формирование документов валютного контроля - процесс достаточно трудоемкий, требующий выполнения обязательных процедур. В частности, клиент должен:
- Представить в банк копию заключенного им контракта, заверенную его печатью и подписью лица, имеющего право первой подписи по счету клиента
- Представить заполненный бланк "Паспорт сделки" - 2 экземпляра. Каждый экземпляр паспорта сделки подписывается уполномоченным сотрудником банка и заверяется печатями банка.
- При внесении изменений и/или дополнений в контракт клиент в 10-дневный срок с момента подписания изменений к контракту, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров по контракту передает в банк заверенные копии изменений к контракту для переоформления паспорта сделки.
- При прохождении таможенного оформления товара клиент представляет в таможенный орган вместе с другими документами заверенную банком копию ПС, которая остается в делах таможни, и дополнительный экземпляр грузовой таможенной декларации (далее "ГТД") в виде ксерокопии.
- После завершения таможенного оформления товаров клиент в течение 10 дней представляет в банк означенную выше ксерокопию ГТД, заверенную оригинальной подписью должностного лица таможенного органа и оригинальной его личной номерной печатью.
- При переводе поступившей суммы на текущий валютный счет и при обязательной продаже части экспортной выручки, клиент в заявке на обязательную продажу указывает номер и дату паспорта сделки, номер учетной карточки (далее "УК"), а также номер ГТД и ту часть стоимости товара, оплаченной данным переводом. Если поступает аванс -только номер и дату паспорта сделки.
- До истечения 30 дней со дня завершения таможенного оформления товаров таможенный орган передает в банк, а банк, в свою очередь, представляет клиенту учетную карточку. Клиент обязан получить УК в 3-х дневный срок и вернуть ее в банк не позднее, чем за 1О дней до контрольного срока возврата УК в ГТК, заполнив ее и заверив печатью и подписью лица, имеющего право первой подписи по счету.
Новая инструкция
С 1 января 2001 г. введена в действие новая совместная инструкция Центрального банка и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 1999 г N91-И и N01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров". Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции РФ 27 октября 2000 г. и имеет peгистрационный номер 2431. Инструкция устанавливает порядок осуществления контроля за исполнением сделок, заключенных резидентами - юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, предусматривающих оплату ввозимых в Россию товаров в иностранной валюте или в российских рублях, а также проведение расчетов с использованием векселей в иностранной валюте или в российских рублях. Положения ныне действующей совместной инструкции ЦБР и ГТК от 26 июля 1995 г. N30 и N01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" распространяются на таможенные режимы "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт". Из-за ограниченности сферы применения действующей инструкции в настоящее время значительная часть импортных сделок оказалась вне системы таможенно-банковского контроля. К ним относятся:
- Сделки, заключенные резидентами - физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- Расчеты по которым осуществляются в валюте РФ, а также с использованием векселей;
- Сделки, по которым импортные товары при ввозе на таможенную территорию РФ помещаются под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт".
Федеральным законом "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" от 29 декабря 1998 г. N192-ФЗ были внесены изменения в закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которым к валютным операциям были отнесены расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Новая инструкция предусматривает приведение положений порядка валютного контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары в соответствие с действующим законодательством, а также значительное расширение сферы применения системы таможенно-банковского контроля путем распространения его на все импортные сделки, заключенные как юридическими лицами, так и предпринимателями - физическими лицами, по которым осуществляется ввоз на таможенную территорию РФ товаров, оплачиваемых в иностранной валюте, в российских рублях, а также векселями.
Действие новой инструкции дополнительно будет распространено на следующие таможенные режимы: "таможенный склад", "магазин беспошлинной торговли", "переработка товаров на таможенной территории", "переработка товаров под таможенным контролем", "временный ввоз", "свободная таможенная зона", "свободный склад", "отказ в пользу государства" и "уничтожение".
Порядок взимания комиссии экспортно-импортных операций
- По экспорту комиссия взимается в соответствии с тарифами с каждой суммы поступления экспортной выручки по паспорту сделки в день распределения средств с транзитного счета.
- По импорту комиссия взимается в соответствии с тарифами с каждого платежа по паспорту сделки в течение десяти дней от даты списания средств со счета "Ностро" или зачисления на счет "Лоро" иностранного банка в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу.
- При оформлении паспорта сделки по контракту, заключенному в иностранной валюте, отличной от валюты поступления платежа, комиссия взимается в валюте поступления платежа. Размер процентной ставки определяется путем пересчета суммы контракта в доллары США по курсу ЦБ РФ на день оформления паспорта сделки.
- По соглашению с клиентом, комиссия за оформление паспорта сделки по контракту, заключенному в иностранной валюте, отличной от долларов США, может взиматься в долларах США с текущего счета клиента, ведущегося в валюте поступления средств платежа по контракту) посредством конвертации одной валюты в другую по курсу Банка на день конвертации. Если клиент осуществляет платеж по импортному контракту путем конвертации одной валюты в другую, то комиссия взимается в той валюте, в которой был дебетован счет клиента при оплате. В случае, если клиент имеет несколько счетов в иностранной валюте, списание производится с долларового счета.
Некоторые тарифы комиссии по основным операциям
1.Оформление паспорта сделки по экспорту или паспорта импортной сделки при сумме контракта | до 1 млн. USD 0.15% от суммы сделки свыше 1млн. USD 0.1% от суммы сделки |
2. Проведение операций по оплате нерезидентами участия в уставном капитале организации | 3% от суммы инвестиций, min 100 USD, max 1000 USD |
3. Предоставление копий паспортов сделки | 0.5 USD за копию |
4. Консультация клиента по вопросам валютного законодательства, совершения платежей и оформления внешнеторговых контрактов | по соглашению |
5. Запрос и справки по операциям, совершенным в течение последних 3-х месяцев | по платежам в СКВ - 30 USD по платежам в иной иностранной валюте - 60 USD |
6. Стоимость услуг телеграфа, телекса, SWIFT | 10 USD |
Ответственность за незачисление валютной выручки
За несоблюдение требований об обязательном зачислении валютной выручки на счета в уполномоченном банке законодательством о валютном регулировании установлена строгая ответственность. В частности, предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Министерством РФ по налогам и сборам или инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ. В связи с этим необходимо обратить внимание на особенности, характеризующие применение этого вида ответственности:
- Санкция установлена за нарушение именно валютного законодательства Российской Федерации. Для ее применения достаточно самого факта незачисления валютной выручки на транзитный счет, открытый в уполномоченном банке. Эта санкция не имеет ничего общего с ответственностью за нарушения налогового законодательства. В случае если будет установлено, что выручка в иностранной валюте скрывалась так же, как объект налогообложения в целях уклонения от уплаты налогов, к предприятию могут быть применены как санкции, установленные налоговым законодательством, так и санкция, установленная пунктом 8 Указа Президента РФ N 629.
- Соблюдение требований о продаже части выручки на внутреннем валютном рынке не связано с применением ответственности за незачисление выручки на транзитный счет в уполномоченном банке. Например, предприятие не зачислило поступившую валютную выручку на счет в уполномоченном банке, однако часть этой выручки продало на внутреннем валютном рынке. В данном случае самого факта незачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке уже достаточно для применения ответственности, предусмотренной пунктом 8 Указа Президента РФ N 629 (постановление ВАС РФ от 29 октября 1996 г. N 2477/96).
- Необходимо иметь в виду, что при наличии разрешения Центрального банка РФ на использование выручки в иностранной валюте до ее зачисления на счет в уполномоченном банке или до обязательной продажи на внутреннем валютном рынке важно использовать выручку в строгом соответствии с выданным Центральным банком РФ разрешением. В противном случае к предприятию также будет применена ответственность за сокрытие выручки в иностранной валюте.
- В соответствии со сложившейся арбитражной практикой для привлечения к ответственности за сокрытие выручки в иностранной валюте доказательства умысла нарушителя не требуется или наличие такого умысла предполагается. В последнем случае доказать отсутствие умысла должен сам нарушитель, а не контролирующие органы. Между тем такой подход не соответствует официальному разъяснению отдельных положений Указа Президента РФ N 629, данному Государственно-правовым управлением при Президенте РФ 4 ноября 1993 года. В разъяснении установлено, что ответственность за сокрытие выручки в иностранной валюте может быть возложена только при условии, если такое сокрытие явилось результатом умышленных действий должностных лиц предприятия, при этом сокрытие выручки осуществлялось в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения. Наличие указанных целей устанавливается соответственно проверкой органов (агентов) валютного контроля либо органов Министерства РФ по налогам и сборам.
- Независимо от того, как в конечном итоге будет решен вопрос о форме вины при рассматриваемом нарушении, ответственность в любом случае не может быть применена при полном отсутствии вины (в форме умысла или неосторожности). Это, в частности, означает, что во всех случаях, когда факт незачисления выручки имеет место из-за обстоятельств, за которые предприятие не отвечает (в частности, из-за невыполнения иностранными контрагентами обязательств по перечислению иностранной валюты на счета в уполномоченном банке и т.п.), применение к предприятию мер ответственности будет неправомерным. Что же касается формы вины, то положения официальных разъяснений ГПУ при Президенте РФ представляются более убедительными, чем позиция налоговых инспекций и ВАС РФ, именно потому, что сам термин "сокрытие" по своему смыслу уже предполагает наличие умысла в действиях нарушителя. Поэтому предприятиям рекомендуется при возникновении споров в арбитражных судах все же использовать положения официальных разъяснений ГПУ при Президенте РФ.