Управляющий директор корпорации «Роснано» Дионис Гордин рассказал «Коммерсанту», что Татарстану предложено создать у себя специализированный фонд для финансирования нанопроектов в сфере нефтехимии объемом до пяти млрд рублей «Мы сами инициировали это предложение. У вас такая прекрасная нефтехимия. Если и делать в республике специализированный фонд, то именно в этой сфере»,— пояснил господин Гордин.

По его словам, сейчас проект «находится в стадии идеи» — над концепцией фонда работает управляющая компания «Ак барс Капитал» (управляет региональным венчурным фондом инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан с суммой чистых активов на 30 октября 2009 года 310,9 млн рублей), которая представит его на конкурс в госкорпорацию для получения федеральных денег. «В своей концепции управляющая компания должна отразить соинвесторов фонда, проекты, которые он будет финансировать, сроки их реализации и рынки сбыта»,— сказал господин Гордин. Он отметил, что «Роснано» готово обеспечить лишь треть капитала фонда. Основным соинвестором корпорации, по мнению господина Гордина, могла бы стать группа «Ак барс», у которой, как он сказал, есть «соответствующие компетенции и ресурсы». Вчера в банке «Ак барс» „Ъ“ не смогли прокомментировать заявления Диониса Гордина. Заместитель генерального директора «Ак барс Капитала» Ольга Ермолаева подтвердила „Ъ“, что УК разрабатывает концепцию отраслевого фонда и намерена участвовать с ней в конкурсе «Роснано» по выбору управляющей компании специализированным фондом в сфере нефтехимии.

Отметим, что «Ак барс Капитал» уже имеет опыт сотрудничества с «Роснано». Совместно с госкорпорацией он разработал концепцию посевного фонда «Старт», рассчитанного на инвестиции в стартапы. Предполагается, что фонд будет создан в форме закрытого паевого инвестиционного фонда. Его объем составит порядка 2 млрд рублей, он будет сформирован на паритетных началах республикой и «Роснано». На финансирование посевного фонда «Старт» уже претендуют 65 республиканских стартапов с общей суммой необходимых инвестиций 1,5 млрд рублей — в среднем по 20-30 млн рублей на каждый проект.

Между тем Дионис Гордин вчера сообщил „Ъ“, что посевной фонд, разработанный «Ак барс Капиталом», может не заработать, поскольку аналогичный фонд создает ОАО «Российская венчурная компания». «Очень важно, чтобы мы консолидировали усилия с РВК, а не перебегали друг другу дорогу,— пояснил он.— Наши деньги могут быть не так эффективны, как „посевные деньги“ РВК. Крайне важно сейчас Татарстану постараться получить деньги через посевной фонд РВК».

Отметим, что вчера премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов встретился с генеральным директором РВК Игорем Агамирзяном и обсудил перспективы партнерства в области посевного финансирования инновационных проектов. На встрече также присутствовал глава созданного правительством республики Инвестиционно-венчурного фонда Татарстана Айнур Айдельдинов. Однако их конкретные договоренности пока не раскрываются.

Руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам» Алексей Курасов не исключает, что предложение «Роснано» создать в республике нефтехимический фонд как раз связано с тем, что госкорпорация временно замораживает работу над посевным фондом «Ак барс Капитала» и предлагает республике альтернативу. Кроме того, эксперт полагает, что «Ак барс Капитал» вряд ли сам заинтересован в создании двух капиталоемких фондов одновременно.

Между тем источник „Ъ“, знакомый с ходом переговоров, говорит, что на текущий момент обсуждаются два фонда — посевной, объемом 2 млрд рублей, создаваемый совместно с РВК, и отраслевой фонд объемом 4 млрд рублей. Причем «Роснано», по словам источника, готово выделить Татарстану на создание отраслевого фонда до двух млрд руб. Остальные два млрд планируется привлечь через частного инвестора, который пока не определен. Между тем собеседник „Ъ“ также не исключает того, что в итоге «Роснано» сможет сконцентрироваться только на развитии отраслевого нефтехимического фонда.

«Понятно, что „Ак барс“ хотел создать посевной фонд более широкого профиля, благо, что проектов под финансирование в Татарстане достаточно. Инвестиции в нанотехнологии в нефтехимии — значительно более узкий сегмент, и более интересен „Роснано“ именно отраслевой фонд»,— говорит Алексей Курасов. «Нанотехнологии в нефтехимии — направление, которое может принести миллиарды долларов дохода,— комментирует он.— Сторонние инвесторы вполне могут проявить интерес к фонду. Прежде всего, речь может идти о самих нефтехимических компаниях, которые за счет участия в фонде могут получить приоритетный доступ к актуальным для них технологиям. Кроме того, вкладываться в проект могут различные венчурные фонды, диверсифицирующие свои портфели».