«Татнефть» «твердо нацелена добиваться исполнения решения международного арбитража» о взыскании с Украины $112 млн и процентов за потерю доли в «Укртатнафте». Об этом заявил советник генерального директора «Татнефти» по международно-правовым вопросам Петр Глушков, комментируя интервью министра юстиции Украины Дениса Малюськи агентству «Интерфакс- Украина», в котором он определил тяжбу «как оружие» России против Украины и сказал: «"Татнефть" не ставит своей целью сто с чем-то миллионов взыскать. Их, скорее, интересует сам процесс нанесения нам разнообразных убытков».
Господин Глушков заверил, что «Татнефть» намерена использовать «все доступные законные методы, в том числе принудительное взыскание через продажу обнаруженных и принадлежащих Украине активов».
«Спор между Украиной и "Татнефтью" является исключительно коммерческим»,— сказал он. Слова господина Малюська о якобы нежелании «Татнефти» получить от Украины выплату на основании решения международного арбитража он назвал «откровенной ложью».
Петр Глушков отметил, что «решение международного арбитража о выплате Украиной компенсации "Татнефти" из-за похищенных при попустительстве Украины господином Коломойским и его подельниками акций "Укртатнафты" принято еще в 2014 году». «Таким образом, у Украины уже почти 8 лет есть возможность добровольно это решение исполнить»,— сказал он.
«У Украины было достаточно времени, чтобы добровольно исполнить решение арбитража, причем без потенциальных дополнительных финансовых потерь для бюджета страны, поскольку сам Игорь Коломойский публично заявлял о готовности возместить государству все понесенные в связи с исполнением решения арбитражного трибунала затраты»,— напомнил Петр Глушков. При этом он заметил, что такими заявлениями господин Коломойский и его партнеры «фактически признали вывод принадлежащих Татнефти средств из "Укртатнафты", объем которых с лихвой покроет их "затраты" на возмещение украинскому бюджету».
«Видимо, руководство Украины предпочитает защищать "карман" олигархов, а не интересы своего народа, придумывая все новые предлоги, чтобы уклоняться от исполнения признанного несколькими зарубежными судами решения. Вместо того, чтобы добровольно исполнить решение арбитража, Украина продолжает нести расходы на судебные тяжбы, нанимая, по заявлениям самой украинской стороны, дорогостоящих адвокатов и затягивая разрешение конфликта с "Татнефтью"»,— сказал советник «Татнефти».
«"Татнефть" обращалась к украинской стороне с предложением добровольно исполнить решение арбитража. Лишь не дождавшись никаких действий от украинской стороны, Компания была вынуждена обратиться в другие судебные инстанции для признания и приведение в исполнение решения международного арбитражного трибунала»,— заверил господин Глушков.
По его словам. «сама Украина может достойно выйти из сложившейся ситуации, продемонстрировав приверженность принципам правового государства, и добровольно исполнить решение Постоянного Арбитражного Трибунала в Гааге № 2008-8».
Как писал «Ъ-Казань», совместное ЗАО «Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания "Укртатнафта"» было создано 1994 году указами президентов Украины Леонида Кучмы и Татарстана Минтимера Шаймиева. В уставный капитал СП Украина передала имущественный комплекс АО «Кременчугнефтеоргсинтез» (правопреемник Кременчугского НПЗ, проектная мощность 18,6 млн тонн переработки нефти в год), а Татарстан — 75% акций второй по величине нефтедобывающей компании региона «Татнефтепрома» и право пользования 25 месторождениями в республике (позднее выяснилось, что «Татнефть» заменила права на месторождения денежным взносом). В итоге татарстанская сторона напрямую и косвенно владела 55,68% компании. Ее доля складывалась из 8,6% акций, которые «Татнефть» контролировала напрямую, 28,77% акций, принадлежащих Министерству земельных и имущественных отношений Татарстана, и 18,3% акций, находящихся у дружественных «Татнефти» структур — Seagroup International Inc. (США) и Amruz Trading AG (Швейцария). НАК «Нафтогаз Украины» контролировал 43,05% акций.
Однако в октябре 2007 года «Татнефть» начала терять контроль над «Укртатнафтой».
Тогда регистратор последней компании списал приходящиеся на долю Seagroup и Amruz акции и передал их «Укртатнафте». В конце июня эти акции были проданы на аукционе за $275 млн ООО «Корсан», представляющему группу «Приват» Игоря Коломойского. Затем Высший хозсуд Украины признал недействительной сделку по приобретению Татарстаном 28,77% акций «Укртатнафты».
В 2009 году Хозсуд Полтавской области по иску ЗАО «Укртатнафта» признал незаконной покупку ОАО «Татнефть» 8,6% акций этой компании и обязал передать пакет эмитенту, посчитав, что татарстанская сторона без согласования с Украиной изменила вид взноса в уставный капитал (вместо месторождений внесла деньги). К 2010 году полный контроль над предприятием установила группа «Приват».
«Татнефть» предъявила иск Украине в мае 2008 года на основании российско-украинского соглашения о защите инвестиций, заключенного в 1998 году, в связи с захватом «Укртатнафта» в октябре 2007 года и экспроприации акций «Татнефти» в «Укртатнафте». Российская компания выиграла дело: международный арбитраж в июле 2014 года обязал Украину выплатить ей компенсацию в размере $112 млн плюс проценты.