На недавнем совещании в администрации Краснодарского края было объявлено, что материалы, касающиеся деятельности ОАО «Тольяттиазот», направлены в краевую прокуратуру.

Конфликт между корпорацией «Тольяттиазот» и администрацией Краснодарского края, предметом которого является строительство порта на мысе Железный Рог (Таманский полуостров), длится уже несколько месяцев. Осенью 2004 года краевая администрация приостановила строительные работы, мотивируя эту меру нарушениями, допущенными «Тольяттиазотом» в процессе строительства порта на Тамани.

Всего было названо 22 пункта нарушений, в том числе отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, а также строительство объектов, не предусмотренных генеральной схемой развития порта и утвержденных проектом комплекса для перевалки жидкого аммиака. Несмотря на запрет, «Тольяттиазот» продолжил строительные работы. Теперь власти решили привлечь компанию к ответственности через суд.

Президент «Тольяттиазота» Владимир Махлай считает, что проблемы в строительстве порта связаны с бюрократическими преградами, которые мешают своевременному оформлению документов.

Перевалка грузов России постоянно увеличивается. Пропускные мощности российских портов практически исчерпаны. В результате часть грузов отправляют транзитом через Украину. Новый порт должен стать третьи по величине после Новороссийска и Санкт-Петербурга. К 2015 году его мощность должна составить более 30 млн тонн грузов в год.

В проекте участвует несколько компаний. Самой активной из них оказалась «Тольяттиазот». К настоящему времени на объекте построены железнодорожные пути, эстакада, выходящая в море на 2 километра, емкости для хранения азота, административный корпус. По подсчетам экономистов, если порт не будет построен, то ежегодные потери госбюджета составят более 80 млрд рублей.

Проект строительства морского порта по перевалке сжиженных углеводородных газов, аммиака, нефти и нефтепродуктов в бухте Железный Рог был разработан в соответствии с федеральной программой развития транспортной сети юга России, коридора «Север-Юг» и портов Краснодарского края. Его проектная мощность — 30 млн тонн нефти, нефтепродуктов и химических грузов.