Труба с белым флагомКажется, это может означать только одно. Но может, впрочем, и нечто иное

Немецкая энергетическая компания Uniper заморозила проект сооружения в ФРГ приемного терминала для сжиженного природного газа (СПГ), сообщает Deutsche Welle. Спрос на бронирование его мощностей оказался намного ниже ожидавшегося, объяснили этот шаг в компании.

Впрочем, как обращает внимание издание, процедура оценки спроса (по числу обязывающих заявок на бронирование) завершилась 30 октября. После этого Uniper целую неделю медлила с обнародованием решения.

О чем это говорит, изучил Эксперт. В компании могли ждать исхода выборов в США. Большую часть его президентуры тема сооружения в Германии СПГ-терминалов усиленно продвигалась из политических соображений, в контексте нараставшего американского давления на строительство газопровода «Северный поток — 2».

Уход Трампа с поста президента, вероятность которого через пару дней после выборов обозначилась как весьма высокая, как ожидают в Германии, снизит давление на нее в газовых вопросах. Хотя пока из США поступают сигналы противоположного толка. 

При этом, пишет DW, решение Uniper не означает, что в Германии так и не появятся СПГ-терминалы. Ведь наряду с проектом в Вильгельмсхафене имеются еще два — в Брунсбюттеле и в Штаде. Однако столь очевидный провал одного из них может усилить сомнения в экономической целесообразности остальных. Особенно с учетом того, что возможностями принимать сжиженный газ обладают ближайшие соседи и партнеры ФРГ по Евросоюзу — Бельгия, Нидерланды и Польша.

С одной стороны, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, происходит рост значимости СПГ по сравнению с трубопроводным газом. Поставки сжиженного газа не требуют гигантских вложений в строительство газопроводов, а газ может поставляться в любую точку мира морским транспортом. Доля продаж СПГ в течение двух последних лет растет за счет снижения доли трубопроводного газа.

Аналитик отмечает, что при репутации сжиженного природного газа как дорогого товара, цены на него зачастую могут быть в два-три раза ниже стоимости газа из РФ. Это, разумеется, в решающей степени позволяет ему выигрывать конкуренцию.

Но кроме того, пандемия сократила спрос не только на нефть. Возможно, немецкая компания и пересматривает перспективы строительства терминала именно поэтому, считает Артем Деев.

С другой стороны, продолжает он, Германия планомерно выстраивает диверсифицированную систему поставок энергоресурсов: ей нужен и «Северный поток — 2» с гарантией получения необходимого объема сырья, и СПГ-терминалы, что в совокупности даст возможность закупать сырье по оптимальным ценам. В ФРГ планируется строительство сразу трех терминалов по приемке СПГ. В ближайшие годы они должны быть построены в Брунсбюттеле (на 8 млрд кубометров в год) и на севере страны на 12 млрд кубометров (проект Stade LNG). А Вильгельмсхафен – это третий проект, от которого компания Uniper могла отказаться по двум причинам: как из-за снижения спроса, так и потому, что его строительство было лишь уступкой США.

А кроме того, замечает он, Германия предлагала Штатам сделку – профинансировать строительство двух СПГ-терминалов на сумму 1 млрд евро в обмен на возможность спокойной достройки «Северного потока — 2». Вероятно, эта сделка не была заключена.

Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов также видит одно из объяснений заморозки проекта плавучего терминала по приемке и регазификации СПГ в порту Вильгельмсхафена в пандемии и снижении спроса. Не исключая из числа причин и проигрыш Дональда Трампа на президентских выборах в США, который, отмечает он, еще предстоит теперь доказать в суде.

Аналитик добавляет, что возведение СПГ-терминалов не является мегастройкой, такой, как газопровод, поэтому его при первой же необходимости можно будет восстановить в статус строящегося.

К тому же, победа демократа Джо Байдена, которая все больше приобретает официальную окраску в США, не означает, что Америка пересмотрит свою риторику в отношении диалога с Европой по отношению к «Северному потоку — 2», отмечает он. В своей предвыборной кампании Байден не раз высказывался о том, что Россия для Штатов по-прежнему остается врагом номер один, поэтому вряд ли недостроенный магистральный газопровод из РФ оставят в покое.