Украина по оптимистичному сценарию может начать экспорт в Европейский союз водорода, получаемого при помощи возобновляемых источников энергии, до 2024 года. Об этом заявил в четверг министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

"ЕС определил Украину как приоритетного партнера в поставке этого нового типа энергии европейским потребителям. У нас есть ресурсы, политическое желание и амбиция сделать Украину ключевым поставщиком "зеленого" водорода в ЕС. Такие проекты уже запущены, и, согласно оптимистичному сценарию, до 2024 года мы сможем запустить первые экспортные поставки", - отметил Кулеба.

Глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко в среду сказал, что Украина может полностью обеспечить себя газом и отказаться от его импорта в течение пяти лет. Для достижения этой цели среди прочего он назвал увеличение производства на Украине биогаза, пишет ТАСС. "Если взглянуть на более общую картину, то для достижения самодостаточности, кроме наращивания собственной добычи природного газа, должны работать также над увеличением производства биогаза", - отметил он. Витренко заявил, что у Украины есть "огромный потенциал для производства биогаза".

Украина имеет широкие возможности для развития зеленой энергетики и внедрения на ее основе международных инновационных проектов, таких как использование водорода в производстве. Об этом заявил глава компании "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко в интервью украинскому бюро Deutsche Welle. "У нас много возможностей для развития зеленой энергетики - это и ветер, и солнце, и биомасса. У нас есть возможности, чтобы достаточно производить и увеличивать ее мощности, у нас есть достаточное количество земли, площади, чтобы строить так называемые солнечные и ветряные фермы", - сказал он.

В свою очередь зеленая энергетика может стать основой производства водорода, подчеркнул Витренко и напомнил, что Украина уже работает над проектом по производству и транспортировке зеленого водорода в страны Европы.

Что уже построили

Так называемая зеленая энергетика на Украине представлена несколькими видами энергогенерирующих мощностей: ветряными электростанциями (ВЭС), солнечными электростанциями (СЭС), СЭС частных домохозяйств, электростанциями на биомассе, биогазе, а также объектами малой гидроэнергетики. Все они преимущественно находятся в частных руках. Украинское законодательство гарантирует, что вся производимая зеленая энергия в стране выкупается по специальным стимулирующим тарифам (их уровни существенно выше, по сравнению с другими традиционными производителями - АЭС и ТЭС), при этом покупателем выступает государственное предприятие "Гарантированный покупатель" (реформированное ранее госпредприятие "Энергорынок").

По данным Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению, по состоянию на первое полугодие 2021 года на Украине введены 9 225 МВт зеленых мощностей, а именно: 6 351 СЭС, 1 593 МВт ВЭС, 933 МВт СЭС домохозяйств, 119 МВт мощностей на твердом биотопливе, 118 МВт - объекты малой гидроэнергетики, 111 МВт - установки на биогазе. В ведомстве подсчитали, что в настоящее время инвестиции в этот сегмент уже достигли около €8,5 млрд.

Проблемы и перспективы отрасли

Между тем в последние несколько лет стремительный рост рынка был существенно замедлен, это было вызвано накопленными долгами "Гарантированного покупателя" перед производителями зеленой энергии. В этой связи правительство страны ранее предоставило оператору энергосистемы страны "Укрэнерго" государственную гарантию на выпуск облигаций в размере 22,8 млрд гривен (более $865 млн по текущему курсу Национального банка страны), средства от размещения которых будут направлены на погашение этих долгов.

Витренко заявил, что повышенными зелеными тарифами Украина фактически субсидирует развитие возобновляемой энергетики в стране. Эта цифра составляет около $2 млрд в год, что сопоставимо с суммой, которую Киев получает за транзит российского природного газа. Глава компании считает, что зеленую энергетику следует развивать и что она может быть задействована в перспективном проекте по производству и транспортировке зеленого водорода. "Для производства водорода нужна зеленая энергия из возобновляемых источников и вода. Главная проблема - это получить достаточное количество зеленой электроэнергии", - сказал он.

Территория страны и стоимость земли позволяют строить большое количество новых мощностей в отличие от европейского континента, где цена земли в 10-30 раз дороже, подчеркнул Витренко.

"В Европе намного дороже осуществлять проекты по возобновляемой энергетике. Опять-таки, если будет реальная заинтересованность, платежеспособный спрос на этот зеленый водород. Честно нужно сказать, что богатые страны Европы должны взять на себя даже определенную ответственность за то, чтобы предоставлять соответствующие субсидии на тот же зеленый водород", - добавил глава "Нафтогаза".

Проект по водороду

В августе "Нафтогаз" подписал меморандум с германским концерном RWE о сотрудничестве по поставкам в Германию водорода, а четыре оператора ГТС - Украины, Германии, Словакии и Чехии - представили совместную инициативу "Центральноевропейский водородный коридор". Эта инициатива направлена на создание водородной магистрали в Центральной Европе для транспортировки водорода из районов поставки на украинской территории через Словакию и Чехию в районы повышенного спроса в ЕС. В Киеве рассчитывают, что Германия станет ключевым регионом спроса на водород в Европе и будет импортировать значительные объемы.

"Сейчас мы работаем над конкретным проектом, который может очень быстро привести к тому, что Украина будет производить этот зеленый водород, потом мы его будем перерабатывать в так называемый зеленый аммиак и его уже транспортировать кораблями в Германию", - сказал Витренко. Стоимость проекта оценивается ориентировочно в €500 млн, а его пилотный запуск может состояться в период от одного до трех лет, добавил он.

"Экономический эффект от этого проекта значительно будет превышать инвестиции в него, но много будет зависеть от регулирования как на европейском рынке, так и в Германии", - сказал Витренко. Он также признал, что в настоящее время в Германии на официальном уровне еще не решено, будет ли развиваться водородный проект и как именно.