На Украине в среду вступил в силу закон о реформировании газотранспортной системы (ГТС), который, по сути, открывает иностранцам возможность войти в капитал одного из самых привлекательных производственных активов страны.

Закон, который вчера был опубликован в официальном издании Верховной Рады "Голос Украины", подразумевает, что ГТС и подземные хранилища газа (ПХГ) остаются в госсобственности, однако отныне их можно передавать в управление специально созданным компаниям. В этих управляющих компаниях украинское государство получит контрольный пакет, а остальные акции могут приобрести другие инвесторы, контролируемые резидентами из США, ЕС или Европейского энергетического сообщества.

Для российских компаний такая возможность не предусмотрена, отмечает Прайм.

В целом Украина планирует к 1 января 2015 года создать два совместных предприятия - операторов ГТС и ПХГ в рамках реформы газового рынка.

Согласно планам реформы, 49% в СП будут принадлежать международному партнеру и 51% - ПАТ "Укртрансгаз". В презентации "Нафтогаза", подготовленной для иностранных инвесторов, особо отмечалось, что выбор международных партнеров подвергнется "жесткому контролю" - "Газпром"  не пройдет".

А глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявлял, что продажа газотранспортной системы Украины "Газпрому" неприемлема.

"Это неприемлемый вариант для прекращения конфликта", - сказал Коболев, имея в виду невозможность договориться с "Газпромом" о ценах и поставках газа.

В свою очередь, глава "Газпрома" Алексей Миллер также признал, что у газового холдинга нет никакого интереса к участию в ГТС Украины.

"Поезд ушел, и, похоже, уже вчера. Она никому не принадлежит, хозяина у ГТС нет. ГТС Украины не принадлежит "Нафтогазу", а принадлежит украинскому правительству. Прежде чем с кем-либо что-то обсуждать по модернизации, по сотрудничеству, она (ГТС) должна появиться на балансе того или иного хозяйствующего субъекта. Сначала имущественно-правовые вопросы должны быть решены", - сказал Миллер.

Глава "Газпрома" также отметил, что необходимо сначала "изменить с десяток украинских законов, чтобы что-то делать с ГТС". Он подчеркнул, что стоимость ГТС Украины "очень невелика".

Эксперт киевского Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил, что Украине реформирование ГТС никаких экономических преимуществ не даст, однако принесет сплошные убытки потребителям, так как концессионеры обязательно будут повышать стоимость транзита, который сейчас самый дешевый в Европе.

"Возможно, это даст политические преимущества, так как после реформирования управления о транзите через ГТС "Газпрому" придется договариваться не с "Нафтогазом", а с новым корпоративным управляющим, причем, скорее всего, не украинским. Таким образом снимутся претензии к украинской стороне по несанкционированному отбору газа или любым другим сомнительным действиям", - считает он.

По мнению эксперта, риск для российской стороны от решения киевских властей заключается главным образом в повышении цены за транзит.

"Риск для России только один - увеличение транзитных ставок. Что касается бесперебойности поставок, скорее всего, они как раз улучшатся в силу наличия стороннего управления, причем, вероятнее всего, с европейской пропиской. Ведь без российского газа украинская ГТС не нужна ни одному потенциальному концессионеру и годится разве что на металлолом", - считает Гаврилечко.

Пропускная способность газотранспортной системы Украины, которой управляет ДК "Укртрансгаз", на входе составляет 288 млрд кубометров, на выходе - 178,5 млрд кубометров, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд кубометров, Молдавию - 3,5 млрд кубометров.

ГТС состоит из 72 компрессорных станций, 110 цехов и 1451 газораспределительной станции. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует компания, составляет 38,6 тысячи км, в том числе магистральных газопроводов - 22,2 тысячи км, газопроводов-отводов - 16,4 тысячи км.