«Уралхим» пожаловался в правительство на рост цен на кальцинированную соду, которая нужна для производства некоторых видов удобрений. В «Уралхиме» отмечают, что ценообразование на соду, монопольным производителем которой является «Башхим», устроено по принципу импортного нетбэка и учитывает расходы по доставке соды из порта вглубь РФ, хотя фактически сода в страну почти не поставляется. В ФАС заявили, что готовятся пересмотреть ценовую политику «Башхима», а принцип ценообразования может быть изменен.
«Уралхим» направил письмо главе Минэкономики Максиму Орешкину с жалобой на рост цен на кальцинированную соду. Так, пишет заместитель гендиректора «Уралхима» Ринат Гизатулин, средняя стоимость кальцинированной соды увеличилась на 16,15% с четвертого квартала 2017 года по четвертый квартал 2018 года, до €207,5 за тонну. «Рост цены на кальцинированную соду существенно удорожает себестоимость производства химической продукции, минеральных удобрений, стекла, водоподготовки, что влечет рост цен, снижает конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках»,— отмечается в письме.
Монопольным производителем кальцинированной соды в РФ является Башкирская содовая компания (БСК), поставщиком — ее структура «Башкирская химия». Внутренняя цена привязана к импортным котировкам в евро и увеличена на стоимость доставки от порта Черного моря до потребителя. Одновременно на ввоз кальцинированной соды действует пошлина в размере 5%, так что импорт фактически отсутствует. «Следовательно, никакой доставки от порта Черного моря до потребителей не осуществляется»,— констатирует в письме Ринат Гизатулин. Структура «Уралхима» «Азот» получает продукцию с расположенного в непосредственной близости Березниковского содового завода (Пермский край, входит в БСК). Объем поставок — 50 тыс. тонн кальцинированной соды в год, уточнили “Ъ” в «Уралхиме».
Политику ценообразования на кальцинированную соду утверждала ФАС и, как заявили в «Башкирской химии», компания ею руководствуется при реализации продукции. Но, отмечается в письме «Уралхима», стоимость соды уже превысила импортные котировки, так как понижающий коэффициент для стимулирования развития смежных отраслей ее потребителей в России, используемый в формуле цены, устанавливает гендиректор «Башхима». При этом количественных ограничений для изменений указанного коэффициента политика ценообразования не предусматривает, ограничена только частота его изменения. «Таким образом, существует возможность одностороннего произвольного установления цены "Башхимом"»,— поясняет Ринат Гизатулин. В письме указано, что за год скидка снизилась с 8,5% до 4,5%. Там отмечается, что, несмотря на обращение потребителей в ФАС по указанному вопросу, политика ценообразования до сих пор не изменена.
Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил, что пересмотр ценовой политики для «Башхима» в отношении кальцинированной соды рассматривается и может произойти до конца года. По его словам, сейчас существует три основные развилки. Во-первых, должно ли ценообразование базироваться на экспортном нетбэке (цена в порту РФ минус транспортировка) или импортном нетбэке (цена в порту РФ плюс транспортировка). Во-вторых, отмечает господин Махонин, определив принцип ценообразования, нужно создать систему скидок для внутреннего рынка. В-третьих, нужно определить, как будет осуществляться пересчет импортной или экспортной котировки в рубли — по курсу за месяц до поставки или за квартал.
Когда спрос обеспечен внутренним производством, ценообразование обычно строится по принципу экспортного паритета, отмечает глава Rupec Андрей Костин. То есть для потребителя цена должна формироваться исходя из котировки в порту минус стоимость транспортировки, полагает эксперт.