В 2002 году объем российского экспорта фармацевтических препаратов увеличился на 22% и составил 107 млн долларов. Произошло это на фоне падения импорта (87% от уровня 2001 года) и отечественного производства (83%).

Благодаря отечественным фармацевтическим компаниям экспорт остается единственным сектором рынка, показывающим в последнее время стабильный рост. В прошлом году его объем впервые перешагнул отметку в 100 млн долларов. Увеличение вывоза лекарственных средств из России наблюдается и в этом году.

«Рост экспорта связан с попытками российских компаний закрепиться на слабых, маленьких и потому не слишком интересных для международных корпораций рынках стран бывшего СССР», - говорит Николай Демидов, аналитик «Фармэксперта». Надо отметить, что у западных компаний бизнес на малых рынках СНГ идет не слишком хорошо. Например, компания Aventis на Украине занимает только шестое место. Россияне оказались настойчивее, да и препараты их стоят существенно дешевле западных.

Сейчас в десятку крупнейших экспортеров входят «Верофарм», «Нижфарм», «Отечественные лекарства». Например, экспорт «Нижфарма» в 2002 году вырос по сравнению в 2001 годом на 42% и составил 4,3 млн долларов. По мнению аналитиков, спрос на оригинальные импортные препараты в России растет быстрее, чем на отечественные дженерики, поэтому компаниям приходится искать новые рынка сбыта.

Из стран дальнего зарубежья для российских поставок пока открыты в основном Монголия, Иран, африканские страны. Реэкспорт сегодня занимает около 10% в общем объеме экспорта лекарств. А самым крупным получателем нашей фармацевтики из зарубежных стран является Гонконг. Именно там, а также в Китае и Японии бешеным спросом пользуется пантокрин. Основными зарубежными рынками сбыта для российских компаний являются страны Восточной Европы и Балтии.