Вот уже шестнадцатый год, с того самого момента, как в соседней Украине рванул Чернобыль, Брянская область числится одним из самых экологически неблагополучных регионов: чернобыльское облако накрыло, что называется, «с головой» фактически треть территории области. Две другие трети тоже оказались затронутыми. Впрочем, проблем с экологией в области хватает и без Чернобыля: достаточно вспомнить объект “Долина” — всероссийское хранилище химического оружия, расположенное в Почепском районе.

Естественно, брянские экологи гораздо пристальнее присматриваются к деятельности местного “опасного” (читай: химического и связанного с ним) производства. Именно из-за общей неблагоприятной ситуации в регионе, особенно остро воспринимается проблема, которая при иных обстоятельствах могла бы разрешиться более спокойно.

История, вызвавшая столь бурный общественный резонанс, по сути своей проста и даже обыденна для российскогй промышленности. Как известно, один из возможных способов заработать дополнительные средства для своего производства — утилизация отходов производства чужого (как правило, импортного). Если к этому начинанию подходить с умом, результат принесет выгоду и будет относительно безопасен.

Именно этими соображениями и руководствовалось одно из крупнейших промышленных предприятий региона, когда решило взяться за утилизацию (проще говоря, сжигание) выработавших срок годности и не подлежащих переработке автомобильных шин и покрышек, поставляемых в город Фокино из-за рубежа.

По признанию руководства завода «Мальцовский портландцемент», предприятие предполагало ежемесячно завозить (к себе, а значит – на территорию района) 25 тысяч автошин с тем, чтобы впоследствии уничтожать их путем сжигания. По подсчетам экономистов, новшество должно было увеличить доход предприятия примерно на 18-20%.

Начинание это представлялось не только выгодным для завода, но и полезным для района, поскольку все, что можно было получить от сжигания привезенной продукции, планировалось использовать для снижения общерайонных затрат на газификацию: программа газификации области лишь частично финансируется из местного бюджета, остальное ложится на плечи населения.

Несмотря на некоторые сомнения, решение о начале реализации проекта было принято, причем свои подписи под протоколом поставили не только главы администраций Дятьковского района и города Фокино, местные врачи-эпидемиологи, представители брянской областной Думы и, естественно, самого завода “Мальцовский портландцемент”, но и главный санитарный врач Брянской области. После этого документ отправился на утверждение в областную администрацию и генеральному директору концерна “Штерн-цемент”, в который входит брянский завод.

Возможно, проект был бы воплощен в жизнь и уже сейчас на территории Дятьковского района вовсю функционировала бы отнюдь не безопасная система сжигания автошин, но еще до начала ее реализации, буквально перед оформлением последних документов, в дело вмешались экологи. Вернее, эколог – председатель брянского отделения общественной организации “За химическую безопасность!” Людмила Комогорцева.

В первую очередь, она установила, что протокол программы “Экономия и энергосбережение ресурсов: ввоз автошин на территорию Брянщины” нарушает статью 17 Закона РФ “О переработке и ввозе химикатов на территорию России”. Второе нарушение касается областного закона «О химическом оружии и токсичных веществах».

Один из пунктов протокола утверждал: “Программа является полностью безвредной для окружающей среды и здоровья человека”. Однако уже через несколько пунктов речь шла о том, что “за счет полученной экономии от внедренной программы предусматривается выделение средств для поэтапного отселения из санитарной зоны”.

Еще один минус протокола в его, так сказать, первозданном виде обнаружился в планировании финансового обеспечения установки. Руководство «Портландцемента» о соблюдении санитарных норм при использовании новой установки подумало и затраты на специальные очищающе-задерживающие фильтры запланировало финансировать из областного бюджета, а вовсе не из бюджета предприятия. Учитывая финансовое положение области, при подобном подходе к финансированию этот пункт вряд ли будет реализован в полном объеме.

Кроме того, как утверждают экологи, в случае реализации проекта в том виде, в котором он существует сейчас, из заводских труб в атмосферу будут выбрасываться сернистые и бензопириновые соединения, несгоревшая сажа и чуть ли не половина таблицы Менделеева. Это оказало бы негативное влияние не только на Фокино и весь Дятьковский район, но и на другие районы области. По мнению экспертов, выбросы новой установки в рекордные сроки создадут пресловутый парниковый эффект, на который природа отреагирует кислотными дождями.

Дружное «нет» проекту в его нынешнем виде практически одновременно высказали: и областной центр Госсанэпидемнадзора, специалисты которого официально сообщили, что подобный проект может окончательно подорвать и без того неблагоприятную экологическую обстановку в области; и областной Комитет по охране окружающей среды, составивший список вредных веществ, которые будут выбрасываться в атмосферу при сжигании шин. По словам Людмилы Комогорцевой, этот перечень занимает несколько страниц и содержит в себе все самые вредные вещества различных классов.

Под влиянием прессы депутаты «чернобыльского» комитета при областной Думе вплотную занялись рассмотрением возникшей проблемы. В то же время исполняющий обязанности губернатора области Петр Оненко (сам губернатор в это время пребывал в очередном отпуске) по факту обнародования протокола на “Портландцементе” подписал распоряжение, которым постановил отозвать свою подпись с протокола совещания “по внедрению энергосберегающей технологии”. Дятьковский районный совет народных депутатов постановил в самое ближайшее время рассмотреть “автошинный” вопрос и дать ему оценку.

Итак, реализация проекта остановлена. Однако экологи области не ставят задачи уничтожить его вовсе. Задача предприятия и властей – «убить двух зайцев»: сохранить экологию хотя бы в том виде, в котором она есть сейчас, но при этом запустить установку по сжиганию шин, которая может приносить реальную пользу, в первую очередь, финансовую. Однако для этого от «Портландцемента» потребуется достаточно серьезный шаг — установка дополнительных очищающих фильтров с последующей регулярной их заменой, которые и вместе, и по отдельности стоят весьма немалых денег. И это только минимальное требование. Если «Портландцемент» решится на его выполнение — будут и установка, и прибыль. В противном случае конфликтов на областном уровне не избежать.