Газовый кризис в Европе стал следствием острой нехватки СПГ, что спровоцировало игру на повышение цен региональными игроками. Такое мнение в статье для корпоративного журнала "Газпрома" высказал начальник управления структурирования контрактов и ценообразования "Газпром экспорта" Сергей Комлев.

"Ситуация на рынке в конце 2020 года и в 2021 году была связана с возникновением острого дефицита СПГ. Она дала толчок глобальной игре на повышение цен на незаконтрактованный, гибкий СПГ, их взвинчиванию региональными игроками. Такой "газовый покер" с повышением ставок и привел к тому, что цена природного газа в Европе и Азии легко перешагнула рубеж $1 тыс. за 1 тыс. куб. м", - считает Комлев. По его мнению, профицит СПГ в 2020 году и его дефицит в 2021 году "со всей остротой обнажили проблему надежности поставок гибкого, спотового СПГ".

Комлев подчеркивает, что "ставка европейцев на сжиженный природный газ как источник диверсификации поставок себя не оправдала". "В 2020 году обрушение спотовых цен ниже уровня, который покрывал операционные расходы поставщиков СПГ, привело к падению их поставок в Европу. Более привлекательные цены в Азии со второй половины прошлого года развернули газовозы в ее направлении, став одним из основных источников дефицита на европейском газовом рынке", - пояснил Комлев.

Проблемы с экологией

Он также считает, что европейские страны в 2021 году столкнутся с ростом выбросов СО2 из-за увеличенного сжигания угля и на фоне дефицита газа. "По итогам года Европа будет отброшена назад в борьбе за снижение выбросов. В 2021 году они резко вырастут. Ведь для того, чтобы сбить цену электроэнергии, в Европе пришлось нарастить потребление более дешевого угля, в том числе расконсервировав ранее закрытые угольные электростанции", - рассуждает Комлев.

Он напомнил, что в этом году ветрогенерация в Европе была снижена из-за природных факторов, пишет ТАСС.

"В другой раз может подвести количество солнечных дней, в третий - низкий уровень водных ресурсов у гидроэнергетиков. Поэтому для таких случаев необходимо иметь резерв в виде управляемых источников энергии, о котором европейцы не позаботились", - отметил он. При этом на фоне призывов радикально настроенных политиков снижаются инвестиции в добычу газа, что провоцирует его дефицит. "Ведь задача заключается не только в том, чтобы обеспечить энергетический разворот, но и сделать его наименее болезненным для населения и экономики. Существуют и более взвешенные подходы к преодолению возможных еще более глубоких энергетических кризисов", - подчеркивает Комлев.