На фоне энергокризиса в Европе, вызванного ростом цен на газ, резко подорожало альтернативное топливо — древесные пеллеты. На основном европейском рынке сбыта — в Германии, крупнейшем потребителе российского газа,— их средняя стоимость в январе увеличилась более чем в полтора раза в годовом исчислении и на 21% к декабрю 2021 года, до €367 за тонну. Но хотя у пеллет остается ценовое преимущество в 17–26% по сравнению с мазутом и газом, эксперты прогнозируют спад цен весной после окончания отопительного сезона.

Стоимость древесных пеллет, которые используются в основном в качестве топлива, в Германии в январе 2022 года выросла на 54% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и на 21% по отношению к декабрю 2021 года, до €366,6 за тонну (при закупке партии от шести тонн). Об этом свидетельствуют данные Немецкого института пеллет (DEPI). По индексу Argus, стоимость древесных пеллет с середины июля 2021 года по середину января 2022-го выросла в полтора раза, почти до $240 за тонну (на базисе CIF Северо-Западная Европа). На базисе FOB Балтика стоимость этого продукта увеличилась на 31%, с €118 до почти €155 за тонну.

Впервые в истории двузначный рост цены на топливные гранулы (на 13,5% по сравнению с предыдущим месяцем и на 30% к декабрю 2020 года) был зафиксирован в декабре 2021 года, хотя традиционно среднегодовая динамика за последние десять лет составляла 0,24%, отмечал управляющий директор Немецкого института пеллет Мартин Бентеле. Тогда он пояснял, что этот рост связан не с сезонностью или спросом, а с перекосами на международных рынках древесины, которые привели к значительному росту цен на сырье в короткий срок.

Европа является крупнейшим в мире рынком потребления пеллет, на который приходится более половины глобальных объемов.

Основные страны-покупатели в Европе — Великобритания, Германия, Италия, Франция. По данным DEPI, резкое подорожание в Германии связано с недостатком сырья — древесной щепы — и значительным ростом цен на нее. Помимо этого драйверами роста на рынке называют высокий спрос на топливные гранулы в энергетическом секторе и подорожание электроэнергии, получаемой из традиционного сырья — газа. Еще на цене сказывается ограниченное предложение пеллет из США и Европы, а также повышение ставок фрахта и рост цен на сырье. Тем не менее, отмечают в DEPI, сохраняется значительное ценовое преимущество пеллет по сравнению с ископаемым топливом — газом (около 26%) и топочным мазутом (около 17%).

Цены на углеводородное сырье к концу 2021 года демонстрировали рекордные уровни, и пока эксперты не ожидают их существенного падения. Так, фьючерсы на газ в Европе после декабрьского исторического пика в $2190 за 1 тыс. кубометров, несмотря на корректировку, остаются на высокой отметке в $860 за 1 тыс. кубометров на Лондонской бирже ICE, что втрое выше многолетних значений.

Цена древесных топливных гранул росла и вне Европы. В Южной Корее, по данным Lesprom Analytics, средняя цена в декабре выросла на 46,2%, до $157,5 за тонну. В Швейцарии в январе 2022 года она увеличилась на 20% в годовом исчислении, до $471,5 за тонну. По сравнению с декабрем 2021 года пеллеты подорожали там на 8,9%, пишет Ъ.

Аналитик WhatWood Мария Фролова отмечает, что рост цен на пеллеты носит сезонный характер. «Традиционно цены начинают расти в период подготовки к отопительному сезону, а именно в августе. Исключение могут составлять сезоны, когда наблюдается высокий уровень складских запасов и сравнительно мягкие зимы в странах—потребителях пеллет. Такая ситуация наблюдалась в сезоне 2020–2021 годов, когда второй год подряд спрос на топливные гранулы был ниже обычного из-за нетипичных климатических условий и накопленных запасов»,— говорит эксперт.

В текущем сезоне 2021–2022 годов цены на пеллеты начали расти умеренными темпами в августе, но по опыту последних лет потребители не стремились заранее приобретать пеллеты. И уже в зимний сезон, когда в них появилась прямая необходимость, спрос и цены на них начали резко расти. Помимо этого, поясняет госпожа Фролова, сдерживающим фактором является транспортировка пеллет: 2021 год характеризовался исторически высокими ставками на фрахт, размер которых доходил до €70 за тонну. В то же время в DEPI ожидают стабилизации ситуации на рынке топливных гранул и коррекции цен уже в начале весны.