Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) впервые рассмотрел возможные эффекты воздействия инновационной деятельности на технологическое развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Как отмечается в отчете института, за последние пять лет наблюдается рост всех параметров научной деятельности в производственном секторе. В частности, в подавляющем большинстве видов экономической деятельности увеличились затраты на исследования и разработки в абсолютном и относительном выражении. В 2022 году в обрабатывающих производствах они возросли на две трети (в постоянных ценах), достигнув 437,1 млрд руб.
В химической промышленности, согласно данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, за период 2018–2022 годов 33,2% инноваций пришлись на новые продукты и усовершенствования старых продуктов, а 66,8% – на процессы. В производстве резиновых и пластмассовых изделий соотношение оказалось иным: 43,8% и 56,2%.
В целом ИСИЭЗ НИУ ВШЭ достаточно низко оценил долю затрат на исследования и разработки в химии за этот период – всего 2,7% в общих затратах на инновационную деятельность. В переработке полимеров этот показатель составил 16,1%.
Как считают в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, среднетехнологичные отрасли высокого уровня, к которым относится химпром, отличаются более скромным научным потенциалом, но активнее сотрудничают с НИИ и вузами в рамках инновационной деятельности. Однако пока, по мнению исследователей, это не привело к созданию принципиально новой продукции.
"В химпроме в ближайшее время не стоит ожидать новых прорывных разработок для отрасли. Во-первых, огромный потенциал был наработан в прежние десятилетия, и еще ждет своего применения, во-вторых, сейчас подразделения НИОКР химических компаний, например, в полимерном секторе совместно с профильными НИИ сосредоточены на разработке продуктов и их отдельных марок, не производившихся в России. Эта деятельность, в связи с санкционным давлением была существенно усилена, начиная с 2022 года. Сама разработка и омологация были ускорены. Уже есть примеры, когда эти процессы укладывались в несколько месяцев, тогда как ранее они занимали не менее 2 лет. Однако основные результаты мы увидели уже в 2023 году, который не охватывает исследование", – считает аналитик RUPEC Дмитрий Семягин.