27 июня в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась II Международная конференция «Термоэластопласты 2008».

Общее состояние российского рынка термоэластопластов (ТЭП), производство, расширение марочного ассортимента и увеличение мощностей по производству данных полимеров в России, импорт ТЭП, традиционные и перспективные направления применения термоэластопластов стали основными темами II Международной конференции «Термоэластопласты 2008».

Открыл конференцию генеральный директор компании CREON Санджар Тургунов, отметив, что ситуация на рынке термоэластопластов, как и прежде остается тяжелой, объемы и видовая структура выпускаемых термоэластопластов незначительны, сохраняется высокая степень импортозависимости.

Одной из причин сохраняющейся ситуации является низкий спрос на внутреннем рынке ТЭП. Как отметил Владимир Глуховской, заведующий лабораторией растворной полимеризации ФГПУ НИИСК им. Лебедева, назрела явная необходимость расширять российский рынок потребления ТЭП, а также увеличить ассортимент выпускаемой продукции.

В настоящее время в составе ФГУП «НИИСК» работают два опытных завода, которые выпускают различные виды диен-стирольных (α-метилстирольных) термоэластопластов (ДСТ). ДСТ широко используются в различных отраслях промышленности: как конструкционные материалы в производстве композиций для подошв обуви, модификации кровельных и дорожных битумов, пластмасс, приготовлении мастик и клеев, изготовление оболочек кабелей.

На предприятии разработаны ДСТ-30Р и ДСТ-30Р-01 ТЭП, пиперилен-стирольные ТЭП, а также термоэластопласты на основе α-метилстирола и бутадиена, которые отличаются повышенной тепло- и морозостойкостью и могут применяться для производства оболочки кабеля бытового назначения. В России, как отметил В. Глуховской, сырье имеется и возможно в ближайшем будущем будут открыты производства данного вида термоэластопластов.

Перспективным, по мнению В. Глуховского, видится выпуск изопрен-стирольных термоэластопластов, которые используется для создания адегезивных материалов. Как отметил докладчик, ряд отечественных предприятий планировали начать производство изопрен-стирольных ТЭП, однако в России отсутствуют потребители этого полимера.

Отличным материалом конструкционного назначения, разработанным ФГПУ НИИСК им. Лебедева, является бутадиенстирольный ТЭП. Он обладает высокими гигиеническими характеристиками, эластичностью и хорошо перерабатывается.

Марина Иванова, главный технолог ОАО «Камский завод полимерных материалов», представила новые серии термоэластопластов «Камлен» на основе гидрированных и негидрированных стирольных блок-сополимеров. Она рассказала, что компания в настоящее время выпускает несколько видов термопластичных эластомеров (ТПЭ). К ним, в первую очередь, относится олефиновый ТПЭ «Камлен серии 2», который представляет собой компаунд на основе невулканизованного этилен-пропиленового каучука и полиолефина. Для его производства используется тройной сополимер этилена, пропилена и диена (СКЭПТ, Эластокам) и полипропилен, производимые находящимся рядом ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Вторая группа продуктов - стирольные ТПЭ на основе негидрированных стирольных блок-сополимеров («Камлен серии 8»), которые уже давно известны в России. «Камлен серии 8» преимущественно используется для производства подошв, также он находит применение для производства неответственных товаров народного потребления. И, наконец, в третью группу входят совсем новые для России ТПЭ на основе гидрированных стирольных блок-сополимеров («Камлен 7»). «Камлен серии 7» обладает лучшими свойствами практически по всем показателям, но его применение ограничивает более высокая цена. Он преимущественно используется для производства оконных уплотнений, автомобильных деталей и принадлежностей. Также он применяется для производства более ответственных товаров народного потребления.

Говоря о перспективах развития предприятия, М. Иванова отметила, что в этом году «Камский завод полимерных материалов» планирует увеличить марочный ассортимент ТПЭ «Камлен серий 7 и 8»: стандартных марок, марок для соэкструзии и соинжекции, прозрачных марок, в том числе для пищевой и медицинской промышленности, марок для кабельной промышленности, в том числе с пониженной горючестью и т.д. А в 2009 году компания намерена разработать маслобензостойкие ТПЭ, подчеркнула специалист.

Выступление заведующего лабораторией органических вяжущих материалов ОАО «СоюзДорНИИ» Леонида Гохмана было посвящено перспективам применения ТЭП для дорожных, мостовых и аэродромных покрытий. По словам Л. Гохмана, совершенствование транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, на сегодняшний день является одним из основных направлений государственной политики. Срок службы дорожных покрытий сегодня не превышает 5-6 лет, а в основном составляет 2-3 года, сообщил Л. Гохман. Поэтому, по мнению специалиста, более выгодного финансового вложения, чем в дорожное строительство, в данный момент трудно себе представить. Перспективные объемы применения органических вяжущих материалов в СССР составляли порядка 60 тыс. тонн в год, в РФСР — 35 тыс. тонн в год, сегодня эту цифру можно смело умножать на два. Но перспективы развития отрасли, по словам Леонида Гохмана, зависят от того, какой будет техническая политика государства.

ОАО «СоюзДорНИИ», продолжил докладчик, сделал все возможное для того, чтобы термоэластопласты применялись как модификатор, способствующий тому, чтобы органические связующие удовлетворяли всем требованиям, которые предъявляют условия эксплуатации и климатические условия.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня в России службы, занимающиеся строительством и эксплуатацией дорог, не заинтересованы в увеличении сроков службы дорожных покрытий, подчеркнул Л. Гохман. Поэтому если крупные производители термоэластопластов не будут лоббировать на государственном уровне применение термоэластопластов более высокого качества в строительстве дорог, отрасль продолжит топтаться на месте.

Однако производители термопластов дали ясно понять, что не спешат объединяться с потребителями. В ответ на реплику Леонида Гохмана присутствовавший в зале представитель «СИБУРА» сказал, что каждая отрасль сегодня должна научиться решать свои бизнес-проблемы самостоятельно. Единственное, что «СИБУР» может сделать, это увеличить производство термоэластопластов для дорожного строительства, и над этим проектом компания работает.

Тему применения термоэластопластов в дорожном строительстве продолжил Сергей Дубина, заместитель директора по производству и инновациями Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области, который поделился опытом применения полимерно-битумных вяжущих в верхних слоях дорожных покрытий. На примере произведенного его организацией ремонта Волжского моста, он рассказал о новейших технологиях, применяемых в дорожном строительстве. К ним, в частности, относятся геосинтетические материалы, армирующие асфальтобетон, литой асфальтобетон на битумно-полимерном вяжущем, щебеночно-мастичный асфальтобетон на битумно-полимерном вяжущем и различные добавки к полимерно-битумным вяжущим.

Присутствовавшие на конференции специалисты отмечали, что из выступлений докладчиков почерпнули для себя много полезной информации о тенденциях развития отрасли, новых продуктах и расширили свои представления об областях применения термоэластопластов. Участники мероприятия поблагодарили организаторов за их вклад в развитие рынка термопластов и выразили желание встретиться в следующем году, чтобы узнать об изменениях, произошедших в отрасли за истекший период.