На 90 процентов упало в апреле производство автомашин в Петербурге. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи в стране просели на 74 процента, а председатель АЕБ Томас Штэрцель заявил, что "черный апрель" 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе - даже по их устойчивости".
Казалось бы, в перспективе картина не столь безысходна: за январь - апрель автозаводы выпустили продукции "всего" на 26,8 процента меньше, чем за аналогичный период 2019-го. По данным агентства "Auto-Dealer-СПб", в Санкт-Петербурге в январе - апреле 2020 года было продано на 22 процента меньше, чем за первые четыре месяца 2019 года. Сейчас все три автозавода города работают, а один из них даже увидел свет в конце тоннеля и пообещал запустить производство двигателей уже в следующем году. Правительство выделило предприятиям 15 миллиардов, это поможет им произвести и реализовать 220 тысяч машин.
Производители в свою очередь уже скорректировали планы на год. Так, калининградский "АВТОТОР" на сегодняшний день верстает производственный план исходя из прогнозируемого падения объема выпуска автомобилей в среднем на 40-50 процентов за год.
- Такое существенное сокращение объема, безусловно, напрямую скажется не только на экономике предприятия, но и на сотнях предприятий региона в смежных отраслях, задействованных в производственной цепочке "Автотора", - это около 300 малых и средних компаний региона, ежегодно обеспеченных заказами нашей компании на сумму порядка восьми миллиардов рублей. Сейчас на долю "Автотора" приходится более половины объема всей товарной продукции и налогов, собираемых на территории региона, более 70 процентов загрузки порта Балтийска и Калининградского морского торгового порта, более 50 процентов вагонооборота железной дороги, - поясняет ситуацию гендиректор "АВТОТОР Холдинг Менеджмент" Андрей Горбунов.
Ситуация с розничными продажами также остается напряженной: в середине мая двадцать автодилеров Петербурга направили письмо губернатору города с просьбой разрешить продажу автомобилей и поддержать предприятия. По мнению подписавшихся, по формальному признаку несоответствия кодов ОКВЭД они не смогут получить поддержку от федеральных или региональных властей.
- Май уже показывает кратный рост к апрелю, при снятии ограничений спрос восстанавливается. Но маловероятно, что мы увидим в текущем году возврат к цифрам прошлого года, это показывает и падение розничного кредитования на 44,9 процента (автокредиты - 81,6 процента). Это уровень весны 2015 года, - поясняет сложившуюся ситуацию директор по управлению проектами Европейской Юридической Службы Олег Зевакин. - Банки в мае стали заметно консервативнее в одобрениях заемщиков, и этот факт также говорит, что восстановление будет идти медленнее, чем в послекризисном 2015-м, когда пострадали не все отрасли.
Цены тоже должны подрасти, хотя в мае петербургский автопром их заморозил, пишет РГ.
- Несмотря на многие изменения в отрасли и повышение уровня локализации сборки, фактор курса рубля остается актуальным для производителей. Откровенно говоря, рынки "трясет". Котировки нефти и основных валют по отношению к рублю обновляют антирекорды, - сетует Алексей Токарев, президент - председатель правления РГС Банка. - Чем это плохо для автомобильного рынка? Тем, что рост цен неминуем. Если еще в марте 2020-го многие игроки высказывались, что они ждут, на каком уровне зафиксируются курсы валют, и в зависимости от этого будут выстраивать свою ценовую политику, то уже сейчас понятно, что рынок будет работать в текущих условиях и за год стоимость автомобилей поднимется от пяти до 20 процентов в зависимости от модели.