Танкер Eduard Toll на этой неделе доставит в японский порт Йокогама партию сжиженного природного газа с предприятия «Ямал СПГ»: это будет вторая прямая поставка газа с этого завода в Японию по восточному маршруту Северного морского пути. Первая такая поставка была осуществлена на прошлой неделе на танкере Vladimir Rusanov, а ранее газ с «Ямал СПГ» доставлялся в Японию только по западному маршруту Севморпути, с использованием промежуточной перевалки.

Танкер Vladimir Rusanov на прошлой неделе доставил партию ямальского СПГ на терминал Ohgishima LNG, который принадлежит компании Tokyo Gas. Эта поставка была осуществлена в рамках спотового контракта, продавцом выступила дочерняя компания «Новатэка» - Novatek Gas & Power Asia. Груз был доставлен по восточному маршруту Севморпути, без использования промежуточной перевалки.

Танкеры Eduard Toll и Vladimir Rusanov входят в серию из 15 судов ледового класса Arc7, построенных специально для вывоза газа с завода «Ямал СПГ». Танкеры могут самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 м. Грузовместимость каждого судна превышает 170 тыс. м³, а размер отгружаемых из Сабетты партий СПГ составляет 72-73 тыс. т.

По данным «Новатэка», отгрузки ямальского СПГ в Японию начались в июне 2019 г., когда одна партия газа была поставлена в порт Тобата в рамках долгосрочного контракта «Ямал СПГ» с Total. По информации судовых агентов, танкер класса Arc7 Georgiy Brusilov тогда доставил эту партию СПГ в порт Хоннингсвог (Норвегия), где состоялась перевалка груза на судно более низкого ледового класса Clean Vision. Это судно доставило СПГ в порт Тобата, маршрут транспортировки проходил через Суэцкий канал.

Короткий маршрут

Использование восточного маршрута Северного морского пути позволяет доставить СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона примерно в два раза быстрее, чем по маршруту, который проходит через западный участок Севморпути, Атлантический океан и Суэцкий канал. Но сроки навигации по восточному участку Севморпути ограничены несколькими месяцами. При этом в текущем году навигация по Севморпути открылась раньше обычного – в конце мая.

Предприятие «Ямал СПГ» в настоящее время состоит из трех производственных линий по 5,5 млн т/год каждая - таким образом, номинальная мощность завода составляет 16,5 млн т/год СПГ. Но предприятие в прошлом году работало с загрузкой на уровне 110%, что позволило по итогам 2019 г. выпустить 18 млн т год СПГ. В январе-апреле 2020 г. загрузка мощностей «Ямал СПГ» достигала 122%, но в мае-июне этот показатель снизился из-за проведения плановых профилактических ремонтов на второй и третьей производственных линиях.

«Новатэк» планирует увеличить номинальную мощность завода «Ямал СПГ» до 17,4 млн т/год за счет четвертой производственной линии мощностью около 950 тыс. т/год. Компания собиралась ввести эту линию в строй в конце 2019 г., но осенью прошлого года сообщила о переносе запуска на I квартал 2020 г. В дальнейшем «Новатэк» вновь скорректировал эти планы и теперь запуск четвертой линии ожидается до конца 2020 г.

На новой производственной линии «Новатэк» впервые будет использовать собственную технологию сжижения газа - «Арктический каскад». В конце апреля готовность четвертой линии составляла 79%, передает Аргус